Переработка блоков губчатого титана

Переработка блоков губчатого титана
Обработка блока титана губчатого

Переработка блоков губчатого титана идёт по двум потокам: основному и вспомогательному. Процессы на них одинаковые, оборудование тоже, но расположены они в разных частях цеха. Так сделали, чтобы исключить даже самую маленькую возможность попадания титановой губки из вспомогательного потока в основной. Титан основного потока – самого высокого качества, содержание примесей в нём меньше 0,26%. Четверть процента – это очень мало! Из такого титана изготовят детали для самолётов и ракет. Но это потом, а сначала титановый блок нужно достать из реторты.

Для этого используют гидравлический пресс: в нижней части реторты есть отверстие (через него сливали хлористый магний), в него вставляют металлический стержень-шток, упирают его в специальное «ложное днище» (оно внутри реторты) и выбивают блок наружу. В обычном шприце тот же принцип.

Блок губчатого титана – это весь титан, образовавшийся в реторте. Но он не везде одинакового качества. Центральная часть блока, самая ценная – крица. Только её отправляют на основной поток. Верхняя часть блока – гарнисаж, его срезают и отправляют на вспомогательный поток. В нём примесей чуть больше, для «авиационного» металла слишком много, а вот детали для каких-нибудь велосипедов изготовить вполне возможно. Боковые и нижнюю части блока (обруб) тоже удаляют. Счищают с крицы отбойным молотком примерно 1 см металла. Это титан низкого качества, примесей в нём 0,8%. Даже процента нет, но из такого титана ничего делать не будут, его отправят в металлургическую промышленность в качестве добавки к стали, улучшающей её свойства. Весь обруб, а также металл, случайно упавший на пол, или с каким-то «нетитановым» блеском, или цвет чуть отличается - всё, что вызывает малейшие подозрения, отправляют на вспомогательный поток.

Качество титана, действительно, очень важно. Если изготовить деталь самолёта из металла низкого сорта, она может не выдержать нагрузки, сломаться. А от неё, от маленькой детальки, зависят жизни людей, летящих на самолёте. На АВИСМЕ это понимают, вот почему так тщательно проверяют всю титановую губку.

Очищенную крицу дробят в прессе. Давят на неё так сильно, что блок разламывается на куски. Эти куски (кричный металл) отправляют в дробилки для измельчения, а потом для рассева - в барабанный грохот. Барабанный потому, что это большой такой металлический барабан. В него засыпают раздробленный металл и начинают вращать. Куски металла нужного размера выпадывают через отверстия в стенках. А «грохот» – и так понятно, аппарат очень уж шумный. После грохотов получают рассев трёх размеров: менее 12 мм, от 12 до 25 мм, от 12 до 70 мм. Всё, что больше 7 см, возвращают на дробление. Остальной металл высыпают на конвейер визуального контроля. Длинная лента конвейера медленно движется, вдоль неё сидят сортировщицы. Они осматривают каждый кусочек. Если что-то не так … Про вспомогательный поток мы уже писали.

Рассортированный и проверенный металл осталось только упаковать в металлические контейнеры или бочки. Упаковывают герметично, закачивают внутрь ёмкости аргон. Ах, да, ещё нужно этикетку приклеить!

Вот теперь титан отправляют на дальнейшую переработку в Верхнюю Салду.

О получении полуфабрикатов из титановых сплавов можно прочитать в главе «Получение слитков».

Переработка блоков губчатого титана
Дробление блока на вертикальном прессе

Переработка блоков губчатого титана
Сортировка титана губчатого

Переработка блоков губчатого титана
Склад готовой продукции

Переработка блоков губчатого титана
Титан губчатый - готов к отправке