«Чёрная Акула» или Ка-50

«Чёрная Акула» или Ка-50

В настоящее время на вооружении Российской Армии находится одна из самых интересных и своеобразных боевых машин во всей военной истории – вертолёт, разработанный ещё советскими конструкторами в середине 80-х годов прошлого века. Этот «хищник» с большой скоростью перемещается во всех направлениях, даже боком и назад и является единственным в мире вертолётом, который способен в течение 12 часов висеть на одном месте и первым в мире летательным аппаратом, оснащённым катапультируемым сиденьем, обеспечивая спасение пилота на любых режимах полёта. Знакомьтесь: Ка-50, известный под именем «Чёрная Акула».

СОВЕТСКИЙ ОТВЕТ «АПАЧУ»

В 1976 году вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому двум ведущим вертолётным конструкторским бюро имени Камова и Миля была поручена разработка нового ударного вертолёта. Связано это было с началом испытаний в США вертолёта AH-64 «Апач» и тем, что стоящие на вооружении Ми-24 имели недостаточную боевую эффективность.

Конструкторское бюро имени Камова до разработки «Чёрной Акулы» занималось проектированием гражданских и морских вертолётов и никогда не создавало ударные сухопутные машины. Во многом это и определило уникальные качества нового боевого вертолёта: конструкторы пошли по своему пути, не повторяя опыт ни российских, ни зарубежных коллег.

МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ И БОЕВАЯ ВОРОНКА

Одной из особенностей будущей «Акулы» стало то, что несущие винты расположены один над другим и вращаются в противоположные стороны. При такой схеме вертолёту не требуется рулевой винт в хвостовой части, а значит, машина становится менее уязвимой, и мощность двигателя не тратится на привод. Помимо этого, наличие двух винтов позволяет значительно сократить их длину, а значит, сделать вертолёт более маневренным и быстрым.

Ка-50 является единственным в мире вертолётом подобного класса, который обладает невероятной маневренностью и может совершать мёртвую петлю или воронку, что не под силу ни одному западному аналогу.

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Уникальной особенностью Ка-50 является то, что он одноместный: все ударные вертолёты того времени были двухместными. Второй член экипажа – оператор, отвечающий за наведение ракет на цель. Разработчики «Чёрной акулы», опираясь на новые достижения отечественного ОПК, пришли к выводу, что лётчик может выполнять и функции оператора. Компоновка позволила значительно сократить вес аппарата, а главное – уменьшить расходы на обучение персонала: мало кто знает, что стоимость обучения экипажа боевого вертолёта нередко бывает выше, чем цена самой машины!

Минус такой схемы – то, что в случае гибели или ранения пилота вертолёт с большой степенью вероятности разобьётся. Чтобы избежать этого, разработчики предусмотрели автоматизированную систему, благодаря которой боевая машина может самостоятельно вернуться на базу в режиме «автопилота».

Кабина пилота защищена при помощи специальной авиационной брони, которая способна выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 миллиметра, а стекло может защитить пилота от стрелкового оружия. Также бронёй закрыты основные агрегаты вертолёта: топливная система, двигатель. Кроме того, на Ка-50 применена уникальная система катапультирования, при которой происходит отстрел несущих лопастей. Катапультное кресло вертолёта (К-37) способно спасти пилота на всех скоростях и высотах полёта.

ГЛАЗА И ЗУБЫ АКУЛЫ

«Чёрная акула» является единственным в своём роде вертолётом не только по своим лётным характеристикам, но и по электронной начинке. Приборная панель представляет собой несколько жидкокристаллических экранов, на которых отображается вся информация о происходящем на поле боя.

В значительной степени полёт автоматизирован: работу лётчика упрощает бортовой компьютер. Для ведения разведки наземных целей на вертолёте установлены инфракрасные и телевизионные сенсоры, которые позволяют определить цель на дистанции до 20 километров ночью и 13 километров днём, а значит, Ка-50 способен наносить удар, не входя в зону поражения.

На вертолёте может быть установлено до двух тонн вооружения, причём в зависимости от задания оно может быть разным: от противотанковых ракет с автоматической лазерно-лучевой системой наведения до неуправляемых ракет. Помимо этого, вертолёт оснащён пушкой калибра 30 миллиметров, которая может стрелять как осколочно-фугасными снарядами со скоростью 550 выстрелов в минуту, так и бронебойными снарядами.

Минусом пушки является её расположение: она не может вращаться во все стороны, так как находится на борту вертолёта. Однако, по мнению разработчиков, этот недостаток компенсируется маневренностью машины.

Уникальный по лётным характеристикам и электронной начинке вертолёт Ка-50 совершил первый полёт 17 июня 1982 года.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

И только через 19 лет, 14 февраля 2001 года две «чёрные акулы» участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Вертолёты выполнили 49 вылетов, причём нередко в плохих погодных условиях, в ходе которых было проведено более 100 стрельб, израсходовано 920 ракет, 1 600 пушечных зарядов. В целом боевое применение «Акулы» было признано удачным. К тому же, хорошее бронирование кабины, наличие системы катапультирования и автоматизация полёта позволяли пилоту меньше нервничать, сосредоточившись на боевой задаче.

По данным СМИ, за сбитую «Чёрную акулу» и соответствующую видеозапись боевикам был обещан миллион долларов. Однако миллион и поныне остаётся для них лишь заоблачной мечтой.

СЛАВА И СНЯТИЕ С ПРОИЗВОДСТВА

В 1993 году вышел фильм «Чёрная акула», главным героем его стал реальный боевой вертолёт. Действие фильма происходит в Афганистане, хотя реального боевого применения в этой стране Ка-50 не имел.

Огромную популярность фильму обеспечило то, что впервые на экранах была показана новейшая военная техника, которая в СССР была засекречена, а одну из ролей сыграл профессиональный военный, Герой Советского Союза, генерал-майор Валерий Востротин. Вскоре после выхода фильма Ка-50 стал самым популярным военным российским вертолётом. Однако это не помешало прекратить производство «Чёрных акул» в 2009 году. Причиной стала критика одноместной схемы и разработка двухместной модификации вертолёта Ка-52.

В данный момент на вооружении ВВС России находятся 11 вертолётов Ка-50. Всего было построено 15 машин.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

Ка-50 надёжен и лёгок, как титан ВСМПО, который применялся при строительстве этого вертолёта и применяется в командной модификации Ка-52 «Аллигатор». Крайне важным является тот факт, что все приборы для этих вертолётов производятся в России: производство и ремонт машин ни в чём не зависят от зарубежных поставщиков.

По материалам газеты «Новатор» №42




Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»