"Буран" - победитель войны, которой не было

"Буран" - победитель войны, которой не было

Орбитальный корабль «Буран» и его носитель – ракета «Энергия» – стали одним из символов прогресса советской науки и техники. Можно по-разному относиться к экономической эффективности наших космических программ, однако бесспорно одно – этот ракетно-космический комплекс представил собой прорыв в будущее, важный шаг на пути дальнейшего освоения Вселенной.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

Работа по программе «Энергия-Буран» началась в 1976 году. 1 286 предприятий СССР, около двух с половиной миллионов человек принимали участие в создании этой системы, в их числе и работники ВСМПО. И было бы неправильно все успехи и достижения заводчан связывать только с титаном. Длинномерные панели и профили, крупногабаритные штамповки из алюминиевых сплавов, штамповки из стали и сплавов на никелевой основе – вот неполный перечень «не титановой» продукции завода, которая использовалась в создании космического корабля «Буран» и ракетоносителя «Энергия».

ЕДИНСТВЕННЫЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

15 ноября 1988 года транспортный космический корабль многоразового использования «Буран» совершил свой первый полёт. Ракета-носитель «Энергия» оторвалась от стартового стола в 6.00 по московскому времени. До сих пор этот полёт остаётся единственным полностью автоматическим полётом в истории человечества.

«Буран», самостоятельно совершив виток вокруг Земли, самостоятельно рассчитал траекторию для посадки в заданном районе и самостоятельно, в автоматическом режиме совершил посадку на специально построенную взлётно-посадочную полосу на космодроме «Байконур». До сих пор повторить подобное не удалось ни одной стране мира. Для сравнения, те же «Шаттлы» и в наши дни летают в ручном режиме. Как же это происходило?

НЕЛЁТНАЯ ПОГОДА

"Буран" - победитель войны, которой не было
...Космодром Байконур, 15 ноября 1988 года. На старте – универсальная транспортная ракетно-космическая система «Энергия-Буран». К этому дню готовились более 12 лет.

Подготовка к пуску протекала на удивление гладко, но главную тревогу доставляла погода – на Байконур шёл циклон. Дождь, шквалистый ветер с порывами, низкая облачность и, как следствие, обледенение ракеты-носителя и корабля. За 30 минут до запуска командиру боевого расчёта по пуску «Энергии-Бурана» Владимиру Гудилину под роспись вручили штормовое предупреждение. Но после короткого совещания руководство приняло решение: «Пускать!».

На стартовом комплексе, подсвеченная ослепительно белым светом прожекторов, стоит ракета под низким облачным потолком, на котором тускло светится огромное пятно отражённого солнечного света. Порывы сильнейшего ветра обрушивают на ракету снежную крупу вперемешку со степным песком. Владимир Гудилин позднее вспоминал: «Многим в тот момент подумалось, что «Буран» не случайно носит своё имя».

В 5.50 с аэродрома Юбилейный взлетел самолёт оптико-телевизионного наблюдения МиГ-25. Экипаж состоял из пилота Магомеда Толбоева и телеоператора Сергея Жадовского. В задачу экипажа входило ведение телерепортажа переносной телекамерой и наблюдение старта «Бурана» выше слоёв облачности. К этому моменту в воздухе уже находились несколько самолётов.

КОГДА ЗАМЕРЛО ВСЁ ВОКРУГ

"Буран" - победитель войны, которой не было
Ровно за десять минут до старта нажатием кнопки испытатель лаборатории комплекса автономного управления Владимир Артемьев выдаёт команду «Пуск» – дальше всем управляет только автоматика. За одну минуту 16 секунд до старта весь комплекс «Энергия-Буран» переходит на автономное энергопитание.

Картина старта была яркой и до обидного скоротечной. Свет прожекторов на стартовом комплексе исчез в клубах выхлопных газов, из которых, подсвечивая это огромное бурлящее рукотворное облако огненно-красным светом, поднялась ракета, как комета со сверкающим ядром и хвостом, направленным к земле! Через несколько секунд только затухающее пятно света в покрове низких облаков свидетельствовало о неистовой силе, которая несла «Буран». К завываниям ветра добавился мощный низкий рокочущий звук, и казалось, будто он идёт отовсюду. Бункер управления замер, казалось, сгустившееся напряжение можно было потрогать...

Дальше только несколько человек наблюдали за полётом «Бурана» – это был экипаж транспортного самолёта Ан-26, с борта которого тремя операторами Центрального телевидения велась съёмка, и экипаж МиГ-25, который вёл репортаж из стратосферы.

На 482-й секунде полёта «Буран» отделился от блока «Ц», выйдя на орбиту в гордом одиночестве. С этого момента управление кораблём передаётся с командного центра на Байконуре в Центральное управление полётами.

В зале, по заведённой традиции, ни шума, ни восклицаний, и все присутствующие остаются на своих рабочих местах – только у ракетчиков горят глаза. Они пожимают друг другу руки, радуясь – задача носителя выполнена. Теперь всё дело за кораблём.

На орбите все системы «Бурана» работали штатно. В полёте было проведено четыре сеанса связи, включая передачу на борт информации. На втором витке и 67-й минуте полёта, вне зоны радиосвязи, «Буран» начал готовиться к посадке. И всё бы шло по плану, но из-за нелётной погоды бортовые компьютеры «умного» космического корабля подготовили для своих создателей неожиданный сюрприз.

ПРОКАЗНИК «БУРАН»

"Буран" - победитель войны, которой не было
Погода в районе аэродрома посадки существенно не улучшилась. По-прежнему дул сильный порывистый ветер. На высоте 90 километров из-за образования облака плазмы на 18 минут с «Бураном» прекратилась радиосвязь. В 9.19 он вошёл в прицельную зону на высоте 20 километров с минимальными отклонениями, что было очень кстати в сложных метеоусловиях.

До сих пор полёт проходил строго по расчётной траектории снижения. Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 километров «Буран» «заложил» манёвр, повергший все службы контроля полёта в шок. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на посадочную площадку с северо-восточного направления с креном 45º на правое крыло. Послеполётный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее 3 %, но в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортовых компьютеров корабля!

А тогда, в момент неожиданной смены курса, судьба «Бурана» буквально висела на волоске, и совсем не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полёта была однозначной: «Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!». Спас положение заместитель Главного конструктора НПО «Молния» по лётным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблём на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше. А «Буран» тем временем уверенно разворачивался для захода на посадку.

С ЮВЕЛИРНОЙ ТОЧНОСТЬЮ

"Буран" - победитель войны, которой не было
На высоте четыре километра корабль вышел на крутую посадочную глиссаду. С этого момента изображение в Центральное управление полётами начали передавать аэродромные телекамеры. На экранах – низкие тучи... Все напряжённо ждут... А «Буран» неожиданно для всех вываливается из низкой облачности и стремительно несётся к земле. Скорость его снижения 40 метров в секунду – смотреть видеоматериалы о посадке «Бурана» жутковато даже спустя 26 лет.

Через несколько секунд выпускаются шасси, и корабль, продолжая стремительное снижение, начинает сначала выравниваться, а затем и поднимать нос, увеличивая угол атаки и создавая под собой воздушную подушку. Вертикальная скорость снижения начинает резко падать, за 10 секунд до касания она становится 8 метров в секунду, затем на какое-то мгновение корабль зависает над самой поверхностью бетонки, и вот оно – касание!!!

СТОЙКА КОСНУЛАСЬ ЗЕМЛИ

Уже после остановки «Бурана» в течение 10 минут бортовые системы корабля приводились в исходное состояние с последующим выключением. Последняя команда кораблю была выдана из Центрального управления через спутник связи: «Системы корабля обесточены». Программа первого испытательного полёта в автоматическом режиме выполнена полностью!

Что дальше началось! В бункере, в зале управления овации и бурный восторг от завершённой с таким шиком посадки орбитального корабля в автоматическом режиме взорвались сразу, как только носовая стойка шасси коснулась земли. На полосе все бросились к «Бурану», обнимались, целовались, многие не смогли удержать слёз.

«Большая, сложная и трудная работа сделана! Это было равносильно полёту Юрия Гагарина в космос. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полёту люди наблюдали посадку «Бурана» – фонтан эмоций. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость – всё можно было видеть на лицах в эти минуты», – вспоминал Степан Микоян тот единственный и незабываемый полёт «Бурана».

ОСТЫВШИЙ НАВСЕГДА

Грустно ли, радостно, но космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего «Бурана» или у экранов телевизоров вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, сплочённости и радости. Радости за свою державу, за мощный интеллектуальный потенциал нашего народа! Это был не просто реванш за проигранную лунную гонку, за семилетнее опоздание с запуском многоразового космического корабля – это был наш настоящий триумф, и победа СССР в войне, которой не было!


Постскриптум.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993-м программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос 15 ноября 1988 года «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Олеся САБИТОВА
Газета «Новатор» № 46, 14 ноября 2014


"Буран" - победитель войны, которой не было



Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50