Бывают дни, когда вся наша планета живёт одним дыханием, одним интересом. И на всех континентах земли, раскрывая газеты, люди ищут сообщения об одном событии. Июль 1975 года. Весь мир с волнением и неубывающим интересом следил за первым в истории человечества совместным полётом советского и американского космических кораблей «Союз-Аполлон». УСТАЛИ ОТ ГОНКИ
После напряжённой гонки приоритетов предыдущего десятилетия. Довольно болезненно «пощёлкав друг друга по носу» с итоговым счетом 1:1 – СССР достался спутник и первый пилотируемый полёт, американцы же первыми высадились на Луну, сверхдержавы слегка утихомирились, и были готовы сотрудничать.
О совместной программе СССР и США заговорили в 1970 году. Только что чудом вернулся с лунной орбиты искалеченный взрывом «Аполлон-13». И одной из декларируемых тем совместной программы была отработка международных операций по спасению аварийных кораблей.
В мае 1972 года программа совместного полёта со стыковкой на орбите была окончательно утверждена. Специально для этого полёта разработали универсальный стыковочный узел – лепестковый или, как его ещё называют, «андрогинный». Впоследствии андрогинные узлы прижились в космосе, их разрабатывали для «Бурана» и применяли при стыковках «шаттлов» к станции «Мир» в 1994-98 годах. Стыковочный порт МКС для «шаттлов» тоже сделан андрогинным. Всё это наследие программы «Союз–Аполлон».
ТРИ МЕСЯЦА ДО СТАРТА
Но чтобы аппараты могли состыковаться на орбите, а космонавты перейти из корабля в корабль без скафандров, «Аполлон» и «Союз» пришлось модифицировать.
Советская сторона спроектировала и изготовила систему стыковки, где механизмы стыковки расположены не в центре, а на периферии, на специальном кольце. Центральная, осевая часть системы удачно используется для устройства люка, для сообщения между кораблями.
Главный элемент модификации «Аполлона» – разработанный американскими инженерами переходной отсек – алюминиевый цилиндр длиной три метра и диаметром полтора метра. Внутри отсека нагреватели, контейнеры с запасами газа для восполнения атмосферы, радио и телеоборудование, приборы, контролирующие переход людей и переноску оборудования из одного корабля в другой.
Особо важны приборы, контролирующие параметры атмосферы: в отсеке экипажи будут адаптироваться к разным атмосферным давлениям кораблей. Для одновременного перехода двух человек из корабля в корабль потребуется 30-40 минут.
Два из пяти основных научно-технических экспериментов будут проведены экипажами в раздельном полёте. В одном из них зеркальный рефлектор «Союза» отразит свет, излучённый «Аполлоном». Изучая данные и фотографии, фиксирующие отражение, учёные смогут определить количество и свойства атомов на границах атмосферы, расширяя тем самым познания о физике и химии её верхних слоев.
РАБОТАТЬ ЧУТЬ ДЫША
Командиром экипажа «Союза-19» выбрали Алексея Леонова – пожалуй, самого известного в мире отечественного космонавта после Юрия Гагарина, человека, первым шагнувшего в открытый космос. Главой американской экспедиции был выбран Том Стаффорд – командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, облетевшего Луну.
Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении в 280 миллиметров ртутного столба, советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с советской. В «Союзе» же ради такого случая снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба.
«СОЮЗ» – «АПОЛЛОН»: ЛИЦОМ К ЛИЦУ
15 июля 1975 года с интервалом в несколько часов в космос стартовали два космических корабля: советский «Союз-19» и американский «ASTP Apollo». Начался ЭПАС – экспериментальный полёт «Союз-Аполлон», первая международная инициатива в области пилотируемой космонавтики.
Космические корабли – американский «Аполлон» и советский «Союз-19» – состыковались на орбите. Экипажи кораблей нанесли визиты друг другу и поставили совместные научные эксперименты. Последовала расстыковка, после которой «Аполлон» несколько раз облетел «Союз», затем на время стал для него как бы искусственной Луной и создал для «Союза» «солнечное затмение». Это позволило сфотографировать и исследовать солнечную корону, наблюдать которую в обычных условиях невозможно из-за яркого свечения Солнца.
Американские астронавты сняли на кинопленку, как тень их корабля ложится на «Союз». Сфотографировали они и ореол частиц, которые образуются вокруг корабля оттого, что из материалов конструкции выделяются газы, образуются пылинки. После проделанной работы, «Союз» вновь соединился с «Аполлоном», отрабатывая использование стыковочного узла.
Полёт закончился сравнительно удачно, несмотря на возникавшие сложности. «Союз» ушёл обратно на Землю, а «Аполлон» ещё трое с лишним суток находился на орбите, и лишь потом приводнился в Тихом океане. При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание астронавтам, помогла и оперативность спасательных служб. Тем не менее, риск был огромен: по свидетельствам врачей, астронавты «схватили» 75 % летальной дозы.
КТО «КРУЧЕ»?
История любит подшучивать над людьми. Недавние соперники в «лунной гонке» да и вообще в деле освоения космоса своими же руками перечеркнули плоды десятилетних усилий: историческое рукопожатие в «Союз-Аполлон» Алексея Леонова и Тома Стаффорда ознаменовало начало конца соревнования СССР и США за господство в ближнем космосе. Но всё же возникал вопрос, какой космический корабль лучше?
Его неоднократно задавали на прессконференциях, во время бесед, он появлялся на страницах газет и журналов. Технические директора ЭПАС доктор Г. Ланни и член-корреспондент АН СССР К. Бушуев отмечали, что и «Союз», и «Аполлон» хорошо справляются со своими задачами, но корабли эти трудно сравнивать, поскольку создавались они для выполнения разных программ.
Корабль «Союз» – для полётов на околоземных орбитах. При его создании был заложен принцип автоматизации всех основных процессов управления кораблём в полёте. Это не значит, что советские специалисты не доверяли космонавту. Наоборот, на корабле «Союз» проверялись идеи и принципы построения систем управления для будущих кораблей и станций. Ручное управление «Союза» позволяет экипажу делать почти всё то, что делает автомат.
На «Аполлоне» отдано предпочтение ручному управлению кораблём. Признак ли это того, что один из кораблей лучше или хуже? Здесь можно лишь говорить о том, что удобнее в эксплуатации.
При создании корабля «Союз» были учтены многие противоречивые требования, такие, например, как создание комфортных условий для работы экипажа на орбите, достаточные по запасам топлива возможности для маневров по сближению, обеспечение заданной стартовой массы корабля, обусловленной возможностями ракеты-носителя и «Союз» в полной мере отвечает задачам орбитальных полётов.
Космический корабль «Аполлон» разрабатывался для лунной программы, вследствие этого имел большую стартовую массу, повышенные возможности по маневрам на околоземной и окололунной орбитах, а также по размещению возвращаемого полезного груза.
Корабли «Союз» и «Аполлон» различны не только по массе и внешнему виду, они имеют целый ряд отличий и в решении отдельных технических задач. Например, по-разному происходит посадка кораблей. Русские спускают корабль традиционно на сушу, американцы – на воду. Как показывает опыт – и тот и другой способ одинаково безопасны.
И потом, «Союз–Аполлон» – это годы совместной подготовки к полёту. Советский Союз и Штаты обменивались огромными объёмами технической информации, специалисты двух стран работали вместе над преодолением различных проблем и разногласий, языкового барьера и курьёзного несовпадения единиц измерения – ведь на Руси пользуются сантиметрами, а в Америке – дюймами. И какой бы не была политическая обстановка, именно эти далёкие семидесятые оставили в наследство нам братство между учёными, пилотами и инженерами.
СОТРУДНИЧЕСТВО НА «ОТЛИЧНО»
В 1974 году ВСМПО участвовало в научно-технических разработках стыковочного узла космического комплекса «Союз-Аполлон».
Олеся САБИТОВА
Газета "Новатор" № 47, 21 ноября 2014 года
Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением: A350 - cвой среди облаков АН-22 «Антей» - воздушный грузовик Боинг 777 - рекордсмен безопасности "Буран" - победитель войны, которой не было Мастера титановых скелетов Подводный флаг Российский "Тополь" Су-27 - элита авиации Титановый человек ТУ-95 - «Русский медведь» «Чёрная акула» или КА-50