ТУ-95 - «Русский медведь»

ТУ-95 -  «Русский медведь»

Ту-95 стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и, одновременно, последним самолётом, созданным по заданию Сталина.

Именно этому самолёту принадлежит множество мировых рекордов. 30 июля 2010 года был установлен рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса, за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе. Рекорд скорости для винтовых самолётов также принадлежит Ту-95 и равен 945 километров в час. Но самый главный рекорд «Медведя» – это долголетие самолётов – совершив свой полёт в 1953 году, второй прототип самолёта до сих пор находится в строю.

ПЕРЕЗАГРУЗКА – «ТУ»

ТУ-95 -  «Русский медведь»
Война в Корее 1950-1953 года, грозившая в любой момент перерасти в третью мировую войну, потребовала от руководства Советского Союза, вновь, как в 1939-м, озаботиться резким повышением обороноспособности страны. Требовалось, помимо скоростного дальнего бомбардировщика Ту-16, создать ещё и тяжёлый бомбардировщик для замены устаревающего Ту-4 .

11 июля 1951 года вышло постановление Совета Министров СССР под № 2396–1137, и соответствующий Приказ Министерства авиационной промышленности под № 654, согласно которым конструкторским бюро Туполева и Мясищева поручалось начать проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика. В те времена все самолёты создавались на конкурсной основе, и на вооружение принимался образец того конструкторского бюро, который побеждал в конкурсе. Но в этот раз были приняты на вооружение оба образца – и М-4 «Бизон» конструкции ОКБ Мясищева, и Ту-95 Туполева, впоследствии прозванный в НАТО «Медведем».

РОЖДЕНИЕ БЛИЗНЕЦОВ

Руководителем работ по теме Ту-95 Сергей Туполев назначил Николая Базенкова. Уже 15 июля 1951 года в ОКБ приступили к разработке тактико-технических требований к новому самолёту и его эскизному проектированию.

С августа 1951 года началась подготовка рабочих чертежей будущего бомбардировщика и строительство его деревянного макета. 31 октября 1951 года комиссия ВВС утвердила разработанный проект, в декабре того же года был одобрен и утверждён построенный к тому времени макет.

В Москве, на авиационном заводе № 156 было заложено строительство двух экземпляров самолёта. К 20 сентября 1952 года один из этих самолётов в разобранном виде был перевезён на аэродром города Жуковский, собран и передан на заводские испытания.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ТУ-95 -  «Русский медведь»
Все работы проводились в условиях строжайшей секретности. Для предотвращения утечек Министерство государственной безопасности разработало и провело целый ряд практических мероприятий.

Были закрыты все закусочные в округе, коих по улицам «Радио» и «Бауманской», на перекрёстке которых и поныне находится ОКБ Туполева, было полным полно. За обедом или ужином, сотрудники порой развязывали языки и выбалтывали лишнее. Студенток расположенного на улице «Радио» «Московского областного педагогического института имени Крупской», также перевели в новое общежитие на тогдашней окраине Москвы, куда после занятий их доставляли на специально выделенных автобусах ЗиС-16.

Кроме того, был введён более строгий режим проезда по автодороге на противоположном от аэродрома «Лётно-исследовательского института» высоком правом берегу Москвы-реки, откуда взлётная полоса и стоянки самолётов были как на ладони и хорошо просматривались безо всякой оптики. Все наземные работы на опытном самолёте прекращались до начала движения автотранспорта и электропоездов по Казанской дороге. Вопросами секретности лично занимался сам Берия. О ходе работ и испытаний ежедневно докладывалось Сталину.

ТУРБУЛЕНТНЫЕ ВРЕМЕНА

12 ноября 1952 года лётчик-испытатель с чисто пилотской фамилией Перелёт совершил первый полёт на опытном образце «95-1».

Испытания первого прототипа продолжались до 11 мая 1953 года, в этот роковой день при проведении 17-го испытательного полёта на самолёте в результате разрушения редуктора третьего двигателя произошёл пожар, закончившийся катастрофой. Опытный образец бомбардировщика упал вблизи города Ногинска, не долетев до аэродрома. Из одиннадцати человек, находившихся на борту, спастись смогли лишь семеро. Погиб и лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт.

Второй прототип вместо восьми моторов 2ТФВ-2Ф получил четыре более совершенных и двигателя НК-12. Под эти двигатели Ту-95 первоначально и проектировался, но ОКБ Кузнецова смог довести их до ума лишь в 1952 году, тогда они и были поставлены на самолёт-дублёр, который после катастрофы стал основным прототипом.

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ

ТУ-95 -  «Русский медведь»
С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолёта, оснащённых более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника.

Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 и невысокую точность этого вида оружия, произведённые в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

В 1960-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолётов специального назначения – океанский разведчик Ту-95РЦ и дальний противолодочный самолёт Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России – Ту-95МС.

Основным оружием Ту-95МС стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полёта 2 500 километров. Ту-95МС-6 оснащён револьверной пусковой установкой на шесть ракет, размещённой в фюзеляже. Вариант самолёта, получивший обозначение Ту-95МС-16, может также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не может превышать шести.

Бомбовая нагрузка самолётов Ту-95 может достигать 12 000 килограммов. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих, в том числе и ядерных авиационных бомб калибром до 9 000 килограммов.

НА СЛУЧАЙ ФОРС-МАЖОРА

Экипаж Ту-95 располагается в двух гермокабинах. Катапультных кресел в этой модификации не предусмотрено. В случае необходимости, экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише носовой стойки шасси.

Носовая стойка принудительно выпускается, а часть пола кабины, представляющая собой подобие транспортёрной ленты, приводится в движение, позволяя ускорить эвакуацию членов экипажа. Покидание задней гермокабины обеспечивается через её входной люк. На случай вынужденной посадки на воду самолёт оборудован спасательными плотами.


СЧАСТЛИВЧИК «ЭКСПРЕСС»

ТУ-95 -  «Русский медведь»
Параллельно с созданием самолёта Ту-95 в ВВС СССР начали отрабатываться методы «вывода из-под удара».

Имелось в виду, рассредоточение самолётов в случае нападения на оперативные аэродромы и последующее нанесение ответного «удара возмездия». Тогда в Арктике на станции «Северный полюс-2» были построены и оборудованы специальные снежные аэродромы. По этой теме было выполнено достаточно много исследований и практических работ. Не мудрено, что охота на Ту-95 истребителей других стран мира, часто заканчивалась провалом, а то и катастрофой.

В 1960-х годах Ту-95 был перехвачен британским истребителем Lightning, во время маневрирования с бомбардировщиком британский самолёт разбился.

В одном из полётов над Атлантикой советский Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом». Пытаясь пролететь под самолётом, американец врезался хвостом в крыло и потерял управление. Пилоты катапультировались и «Фантом» разбился, советский самолёт успешно вернулся на аэродром.

Ту-95 вели регулярную разведку в Атлантике, а затем и в Тихом океане, для чего самолёты перегонялись на северные и дальневосточные аэродромы СССР и на бывшие американские авиабазы Дананг и Камрань во Вьетнаме. Интенсивность разведполётов Ту-95 была настолько высока, что моряки НАТО стали называть самолёт «Восточный экспресс».

СПОКОЙСТВИЕ – ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

ТУ-95 -  «Русский медведь»
В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле – в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков.

21 августа 2014 года Япония подняла истребители на перехват двух российских Ту-95. Бомбардировщики приблизились к приграничной территории, но по данным Министерства обороны Японии, воздушное пространство страны самолёты ВВС России не нарушали. Военное ведомство сообщило, о том, что, российские самолёты обошли границу по периметру и улетели в сторону Сахалина.

Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления Россией в августе 2007 регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».

Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил: «Если Ту-95 всё ещё летают, то они находятся в хорошем рабочем состоянии», – а позднее дополнил, сказав: «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят».

На 2011 год было боеспособно 32 самолёта Ту-95МС. Сегодня они прошли модернизацию до версии Ту95МСМ и прослужат до 2020 – 2025 года.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

С 1954 года, коллектив завода № 95, ныне ВСМПО, участвовал в программе стратегического ракетоносца Ту-95. На его создание шли произведённые по заводской технологии профили с законцовкой, обшивочные листы, поковки и штамповки.

Олеся САБИТОВА
Газета «Новатор» № 48, 28 ноября 2014


ТУ-95 -  «Русский медведь»



Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

«Чёрная акула» или КА-50