ТУ-4 - копия лучше оригинала

ТУ-4 - копия лучше оригинала

К моменту готовности собственной атомной бомбы Советский Союз располагал только одним типом тяжёлого бомбардировщика – Ту-4, история создания которого довольно необычна.

Самолёт Ту-4, рождённый путём копирования американского бомбардировщика В-29 Superfortress, сильно повлиял на развитие советской дальней авиации. Его появление позволило СССР не только быстро создать ударные ядерные силы, но и стало базой для создания новых, более совершенных бомбардировщиков. Во время Великой Отечественной войны советские ВВС делали основную ставку на тактические самолёты для борьбы с германской армией. В 1943 году, когда ситуация на фронтах изменилась, Иосиф Сталин решил создать «армию» стратегических бомбардировщиков, не уступающих ВВС США.

ПРОЕКТ «64»

ТУ-4 - копия лучше оригинала
Вторая мировая война показала, что дальний высотный стратегический бомбардировщик нужен нашей стране, что сомнения и колебания в предвоенные годы относительно такого типа самолёта, воплощённого тогда в ТБ-7, были лишь временным явлением, и жизнь опровергла их.

Поэтому уже в начале 1945 года ОКБ Туполева получило задание на проектирование такого четырёхмоторного бомбардировщика. По реестру ОКБ это был проект «64».

В середине 1945 года было начато проектирование, выполнены все расчёты моделей. Эскизный проект был представлен руководству Военно-воздушных сил и авиапромышленности. Но обстоятельства вскоре привели к свёртыванию работ по этой машине. Дело в том, что в течение 1944 года на территории Советского Приморья в разное время совершили вынужденные посадки экипажи четырёх американских B-29, участвовавших в налётах на Японию. Личный состав вернулся в Америку, а самолёты остались. После завершения войны в Европе о них вспомнили.

БЫСТРЕЕ

Лаврентий Берия, отвечавший за реализацию ядерной программы СССР, доложил Иосифу Сталину, что есть возможность хорошо изучить американские бомбовозы и на их основе создать свой.

Сталин, питавший к боевой авиации особую любовь, дал указание поручить все работы Андрею Туполеву и в кратчайшие сроки скопировать B-29. Такой подход позволял быстро организовать серийный выпуск нового самолёта.

6 июня 1945 года состоялось решение Государственного Комитета Обороны о постройке четырёхмоторного бомбардировщика Б-4. С Дальнего Востока в Москву перегнали три В-29. Ведущим конструктором по этой машине назначили помощника главного конструктора Дмитрия Маркова.

СИЛЬНЕЕ

ТУ-4 - копия лучше оригинала
Ту-4 – такое обозначение Б-4 получил осенью 1947 года. Созданный по типу B-29 и переданный в серийное производство в конце 1946 года, по конструкторскому решению, новизне применённых материалов и бортового оборудования, он произвёл настоящую революцию в авиационных технологиях и смежных отраслях промышленности.

Естественно, механически скопировать чужой самолёт просто невозможно. Для этого надо, как минимум, обладать одинаковыми технологиями и оборудованием. До 90 % материалов, использованных при постройке самолёта, до этого промышленностью Советского Союза не выпускалось. Поэтому советским конструкторам и технологам пришлось идти своим путём. Однако, планер и подавляющее число систем самолёта были заимствованы у B-29 практически без изменений.

Ту-4 – цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. В его центральной части располагались два бомбоотсека с открывающимися створками. Все три кабины экипажа были герметизированы. Для перехода из передней кабины в среднюю имелся специальный лаз. Самолёт оборудовался трёхколесным шасси с носовым колесом.

Силовая установка самолёта состояла из четырёх поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ-73ТК, разработанных в ОКБ-19 Аркадия Швецова, и снабжённых для полёта на больших высотах двумя турбокомпрессорами каждый. На двигателях устанавливались четырёхлопастные винты изменяемого в полёте шага.

МОЩНЕЕ

ТУ-4 - копия лучше оригинала
Крыло большого удлинения – кессонное. В нём помещалось 22 мягких топливных бака с общим запасом бензина 20 180 литров.

В случае необходимости выполнить длительный полёт с меньшей бомбовой нагрузкой в переднем бомбоотсеке, можно было подвесить три дополнительных бака с общим запасом бензина в 5 300 литров. Каждый мотор обслуживался собственными топливной и маслосистемами. На самолёте устанавливалось разнообразное радиосвязное, навигационное и радиолокационное оборудование, в том числе и панорамный радиолокатор с выдвижной антенной. Прицеливание можно было осуществлять как с помощью этого локатора, так и с помощью оптического прицела. Для контроля бомбометания имелись несколько аэрофотоаппаратов.

ДАЛЬШЕ

Оборонительное вооружение самолёта состояло из 10 пушек Б-20Э или НС-23 в пяти башнях с дистанционным управлением. Причём всеми огневыми установками мог управлять один человек с любого места. Нормальный запас бомб составлял 6 000 килограммов. Бомбардировщики - носители ядерного оружия в модификации Ту-4А, имели возможность брать по одной атомной бомбе. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.

Дальность полёта Ту-4 достигала 5 100 километров, а скорость на высоте 10 000 метров – 558 километров в час.

БОЛЬШЕ

ТУ-4 - копия лучше оригинала
Андрей Туполев

Вообще внедрение в производство Ту-4 шло очень энергично и без задержек, чему в немалой степени способствовало внимание, уделяемое самим Сталиным. 19 мая 1947 года экипаж лётчика Николая Рыбко совершил первый полёт на первом серийном самолёте.

В августе этого же года три машины приняли участие в воздушном параде, состоявшемся по случаю дня авиации. Первые 20 машин применялись для всесторонних государственных испытаний, длившихся почти два года, что позволило исправить выявленные дефекты. В этой работе приняли участие и лётчики ВВС. Пока шли испытания, на Казанском авиазаводе было развёрнуто полномасштабное серийное производство.

К выпуску Ту-4 с 1947 года подключили и завод в Куйбышеве. К середине 1949 года было построено и испытано большое количество бомбардировщиков, но в строевые части ВВС их не поставляли, так как не был утверждён акт Госиспытаний. Его просто не давали на утверждение. Сказалась боязнь руководства авиапромышленности попасть под репрессии, так как уложиться в отведённые Сталиным сроки не удалось. И тем не менее, в начале осени 1949 года этот вопрос был решён положительно.

Бомбардировщики Ту-4 выпускались в нескольких модификациях, отличавшихся оборудованием и стрелковым вооружением, и эксплуатировались в полках дальней авиации ВВС Советского Союза до конца 50-х годов. Серийное производство продолжалось до 1952 года. Всего было построено 847 самолётов. Ту-4А привлекались для проведения испытаний атомного оружия.

ФУНКЦИОНАЛЬНЕЕ

ТУ-4 - копия лучше оригинала
Аркадий Швецов

Выведенные из состава боевых частей Ту-4 использовались в качестве транспортных самолётов. К началу 1960-х годов остававшиеся в эксплуатации Ту-4 использовались в качестве летающих лабораторий для испытаний двигателей и пусков крылатых ракет.

В 1953 году десять Ту-4 были переданы Китаю, что позволило ему сформировать четвёртый отдельный авиаполк средних бомбардировщиков в составе ВВС Национально-освободительной
армии Китая.

14 мая 1965 года Ту-4 провёл успешные испытания первой китайской ядерной авиабомбы. Китайские Ту-4 были сняты с вооружения боевых частей в 1970-х годах. Последний самолёт, получивший обозначение Kong Jiang 1, или KJ-1, был оснащён радиолокационной станцией на пилоне над фюзеляжем и использовался для проведения различных испытаний до 1988 года.

НА ОТЛИЧНО

Ровно 70 лет назад в Верхней Салде, на заводе № 95, ныне ВСМПО, изготавливали профили и штамповки для дальнего тяжёлого стратегического четырёхмоторного бомбардировщика Ту-4, аналога американской «летающей крепости» B-29. В 1944 году здесь был размещён большой заказ, а в 1945-м впервые в СССР были выпущены опытные партии различных видов полуфабрикатов из высокопрочного алюминиевого сплава В95: листы, профили, прутки, поковки, штамповки.

В это время 95-й переходит на выпуск продукции небольшими партиями широкой номенклатуры для опытного самолётостроения. Первый послевоенный год на предприятии был ознаменован началом перестройки всего технологического процесса и производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Газета "Новатор" №2, 16 января 2015 года


ТУ-4 - копия лучше оригинала



Другие интересные факты о титане и его использовании:

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

С-75 - ответный удар великой страны

Союз-Аполлон - стыковка времён

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50