Дороги мира «Москвича»

В советском кинопрокате на рубеже 60-70-х годов очень популярной была трилогия о Фантомасе с луи де Фюнесом в главной роли. Автолюбители смотрели фильмы с таким же напряжением, как и киноманы – масса живых картинок о недосягаемом в ту пору автомобильном мире Запада. наряду с реальными образцами в ленте снимали нафантазированные режиссёром агрегаты, к примеру, летающий Citroen DS. но если бы эту киноленту задумали на «Мосфильме», то главным автомобильным героем мог бы стать сегодняшний герой рубрики «ПолеTi» – автомобиль «Москвич».


В ЧЕСТЬ СТОЛИЦЫ СССР


Дороги мира «Москвича»
Это авто произвёл завод, который вырос в 1930 году на окраине Москвы. Тогда он назывался автосборочным заводом имени Коммунистического Интернационала молодёжи, сокращённо КИМ. Кимовцы в большинстве своём были молодыми людьми, комсомольцами, и их неутомимая энергия, энтузиазм, горячее желание выпускать автомобили помогли в сжатые сроки построить и пустить завод.

После окончания Великой Отечественной войны бывший КИМ, ставший Московским заводом малолитражных автомобилей (МЗМА), начал выпускать «Москвичи». И снова молодёжь составила основу коллектива предприятия.

Модели «Москвича-408» начали сходить с конвейера МЗМА в конце 1963 года. Их встретили с большим интересом автомобилисты не только Советского Союза, но и многих зарубежных стран. Уже с октября 1964 года «408-й» дебютировал на международной автомобильной выставке в лондонском Эрло Корте, а на следующий год получил хороший приём на многих экспортных рынках.


С МЕСТА – В КАРЬЕР


Дороги мира «Москвича»
Начало 60-х годов – особый период в развитии мирового автомобилестроения. В это время в технических характеристиках легковушек всё чаще стал фигурировать показатель, который прежде широкому кругу автомобилистов был не очень-то известен – время разгона с места до скорости 80 или 100 километров в час.

Это понятно. Автомобилей в городах стало больше, и те, кто имел машины, мог быстрее других уйти с перекрёстка на зелёный сигнал светофора, быстро и безопасно совершить обгон на загородном шоссе в плотной «толпе» других машин.

А двигатель «408-го» уже подошёл к пределу возможностей по форсировке и при рабочем объёме 1 360 кубических сантиметров развивал мощность всего в 50 лошадиных сил.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОТОРЫ


Дороги мира «Москвича»
В 1963 году группа конструкторов под руководством Ивана Окунева спроектировала новый, более совершенный двигатель. Жёсткий коленчатый вал обеспечивал мотору долговечность и высокую надёжность.

Игорь Иванович Окунев, в 40-е годы, работая конструктором на Ирбитском и Московском мотоциклетных заводах, не раз выступал на гонках. Перейдя на МЗМА, он с интересом отнёсся к большой работе по гоночным и спортивным автомобилям, развёрнутой на заводе в 50-е годы. Позже некоторые из этих машин оборудовали сконструированными им экспериментальными моторами, до сих пор в таблице всесоюзных рекордов скорости 1956 года стоят три результата, показанные Юрием Чвировым на «Москвиче-Г1» и «Г2», оснащённых двигателем модели «405», который спроектировал Окунев.

Но вернёмся к мотору, который впоследствии получил индекс «412». Пятиопорный коленчатый вал, цепной привод распределительного вала, расположенный в головке клапанный механизм давал прибавку в весе. Чтобы её компенсировать, Окунев пошёл на широкое применение алюминиевого сплава. Из него отлиты блок цилиндров, головка цилиндров, масляный картер, крышка головки, впускной коллектор и другие детали.

Результат – двигатель «412» весит со всем оборудованием 146 килограммов против 140 килограммов мотора «408». И это при мощности в полтора раза большей – 75 лошадиных сил.


ОТ 408-ГО К 412-МУ


Дороги мира «Москвича»
Но мало создать и довести новый двигатель – важно организовать его серийный выпуск. Производство «412» было решено развернуть на Уфимском моторостроительном заводе и Ижевском автомобильном заводе.

Первые опытные образцы двигателя «Москвич-412» появились в 1964 году, а в марте 1967-го на конвейере МЗМА собрали первый «Москвич» с данным двигателем. В том же году начат выпуск «412-х» и в Ижевске. Три года от опытного экземпляра до серийной машины – это очень и очень малый срок, которым могут похвастаться лишь немногие автомобильные заводы с мировым именем.

Любопытно, что ещё до начала серийного производства двигатель модели «412» уже прошёл боевое крещение на гонках. Именно на нём летом 1966 года мастер спорта Виктор Щавелев занял четвёртое место на первенстве СССР по кольцевым гонкам. А в августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым.

С тех пор заводские гонщики стали непременными участниками почти всех чемпионатов СССР, важнейших ралли и гонок, международных состязаний. За эти годы они 47 раз побеждали на первенствах Союза на своих «Москвичах»: 30 раз на кольцевых гонках, 10 на ралли и 7 на ипподромах. В длинном списке этих побед «Москвич-412» выглядит чемпионом чемпионов – представители МЗМА (позже АЗЛК) выиграли на нём 15 чемпионатов Советского Союза.


ЛОНДОН – СИДНЕЙ


Дороги мира «Москвича»
С молодым задором взялся коллектив завода за подготовку к труднейшему трансконтинентальному ралли-марафону Лондон – Сидней протяжённостью 16 тысяч километров.

Три «Москвича-412» 17 декабря 1968 года успешно закончили это сложнейшее испытание, и сборная страны заняла на них четвёртое место. Во многих странах Азии, по территории которых проходил маршрут марафона, «Москвичи» вызывали изумление. Они шли, не уступая машинам прославленных марок, неутомимо боролись со всеми трудностями пути и доказали, что автомобили с маркой «Сделано в СССР» способны без поломок пройти через три континента.

Ралли Лондон – Сидней явилось хорошей проверкой возможностей новой модели, проверкой, которую не мог дать ни один испытательный стенд, ни один полигон. Первый успех окрылил, и в начале 1970 года АЗЛК начал готовиться к новому марафону – Лондон – Мехико. Участникам предстояло преодолеть 26 тысяч километров по дорогам 25 стран Европы и Южной Америки, пройдя каменистыми пустынями, высокогорными, до 5 тысяч метров, дорогами, по травяным зарослям, пыли, грязи, снегу.


ЛОНДОН – МЕХИКО


Дороги мира «Москвича»
Подготовка к столь ответственным соревнованиям шла основательно, как к кругосветному путешествию. Поскольку на пятикилометровой высоте как спортсменам, так и моторам становится трудно дышать, машины оснастили кислородными масками и карбюраторами с высотным корректором.

Почему он был необходим? Дело в том, что тщательно собранный и обкатанный двигатель каждого «412-го» развивал мощность около 80-81 лошадиной силы, но на пятикилометровой высоте она должна была упасть до 1618 лошадиных сил. Высотный же корректор позволял на такой высоте иметь мощность в 30-35 лошадиных сил.

Штурманские навигационные приборы, комплект запасных частей и тёплой одежды, инструмент для любого ремонта и провиант дополняли оборудование машин. Итог – если серийный «Москвич-412» в снаряжённом состоянии весил 1 045 килограммов, то марафонский в полтора раза тяжелее – от 1 450 до 1 550 килограммов.


ЧЕТЫРЕСТА ЧАСОВ МАРАФОНА


Дороги мира «Москвича»
Девяносто шесть экипажей стартовали 19 апреля из Лондона. 27 мая в Мехико финишировали 23 автомобиля. Четыреста часов провели участники марафона в пути, четыреста часов на пределе возможностей работали машины.

Из 25 810 километров 13 тысяч километров составили высокогорные дороги, в общей сложности 1 800 километров спортсмены шли на первой и второй передачах. В таких условиях на первый план выступали прочность и надёжность автомобилей. Вот почему именно «Москвич-412» успешно закончил это труднейшее ралли. В командном зачёте среди фирм «Москвичи» заняли почётное третье место.

Но дело не только в исключительной надёжности наших автомобилей и высоких результатах. Когда наши спортсмены мчались по дорогам Латинской Америки, когда аргентинцы, перуанцы, мексиканцы читали в газетах, слышали по радио слова: ««Москвич» советского производства», они получали неопровержимое доказательство индустриальной мощи Советского Союза, его успехов в автомобилестроении.

Пять голубых «Москвичей» вернулись домой. Они экспонировались на выставках, спортсмены, механики, рабочие, конструкторы были отмечены премиями, грамотами, благодарностями. Но самой главной наградой для коллектива завода имени Ленинского комсомола стало международное признание марки «Москвич».


НАШИ ОТНОШЕНИЯ С АВТО


Дороги мира «Москвича»
В 1970 году руководство ВСМОЗа получило неожиданное задание: организовать производство чугунных отливок для двигателя автомашины «Москвич-412». Совет Министров СССР принял решение создать ускоренными темпами чугунолитейное производство на ВСМОЗе. Это была часть правительственной программы автомобилизации страны, по которой Миноборонпром должен был в Ижевске создать мощности по выпуску 600 тысяч автомашин в год.

В 1971 году формируется администрация нового цеха № 18. Проектирование чугунолитейного корпуса началось в 1972 году. В июле 1977 года в цехе была проведена первая плавка чугуна. В декабре того же года был выполнен первый производственный план – 32 тонны автомобильного литья. На рубеже 70-80-х годов наше отечественное автомобилестроение не обходилось без продукции ЧЛЗ.

2 апреля 1992 года Верхнесалдинский чугунолитейный завод регистрируется как акционерное общество закрытого типа «Руслич». В сентябре 2011 года чугунолитейный завод прекратил своё существование.

Газета «Новатор» № 24, 11 июня 2015 года