АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик

В 1965 году, за несколько дней до открытия 26-го международного авиасалона Ле Бурже в прессе активно шли разговоры о готовящемся «русском сюрпризе». Авиационные специалисты быстро отреагировали на появление самолёта Ан-22 «Антей», который в Ле Бурже затмил все представленные машины. По размерам «Антей» превосходил все самолёты, созданные до этого времени мировыми авиастроителями и, по словам одной из самых известных мировых газет, британской «The Times», благодаря Ан-22 «Антей» СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года.

ИННОВАЦИЯ МИРОВОГО МАСШТАБА

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
Первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолёт Ан-22 «Антей» с небывалой до той поры грузоподъёмностью до 80 тонн, получил своё имя в честь мифологического героя Антея и поднялся в воздух 27 февраля 1965 года. Самолёт взлётной массой 165 тонн, пробежав 1 200 метров, легко оторвался от взлётно-посадочной полосы заводского аэродрома Святошин и через 1 час 10 минут приземлился на военном аэродроме в небольшом украинском городке Узин.

«Антей» был создан под руководством выдающегося авиаконструктора Олега Антонова. Специалисты ОКБ «Антонова» внедрили в конструкцию Ан-22 ряд новых, как сейчас бы сказали, инновационных решений: двухпалубную герметичную кабину экипажа, двухкилевое оперение и многоколёсное шасси. Отдельные элементы конструкции были выполнены с применением титановых сплавов, что в 1960-е годы ещё не имело широкого распространения. И, наконец, диаметр грузовой кабины достигал почти четырёх с половиной метров, что позволяло загружать в неё широкую номенклатуру крупногабаритных грузов, в том числе, военной техники.

БОЛЕЕ 700 ПАССАЖИРОВ НА БОРТУ

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
Заявленная тогда, в 1965 году, грузоподъёмность 80 тонн поразила воображение корреспондентов. Олегу Константиновичу Антонову задали вопрос: «А сколько же пассажиров смог бы перевезти Ан-22?». Генеральный конструктор ответил: «Семьсот двадцать» – и отдал распоряжение срочно произвести проработку компоновки пассажирской модификации «Антея». Схема двухпалубного варианта «двадцать второго» с пассажирскими креслами обошла весь мир, однако подобный самолёт был совершенно не нужен армии и гражданской авиации СССР. Основное предназначение Ан-22 осталось прежним – обеспечение десантно-транспортных операций и посадочного десантирования. Хотя будет не лишним вспомнить факт, связанный с эвакуацией наших соотечественников из Египта в 1972 году, когда «Антей» взял на борт более 700 пассажиров. Но удобств не гарантировалось.

РОКОВАЯ ПОДДЕРЖКА

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
В 1969 году самолёты стали поступать в строевые части военно-транспортной авиации. В массовом количестве Ан-22 применили в ходе войсковых маневров «Двина», весной 1970 года. Через несколько месяцев «двадцать вторые» выполнили ещё одну операцию – доставили гуманитарную помощь жителям Перу, пострадавшим от мощных землетрясений. Об этом перелёте можно было бы и не вспоминать, если бы не одно обстоятельство: 10 июля, взлетев с транзитного аэродрома «Кефлавик», бесследно пропал в Атлантике вместе с экипажем Ан-22 № 09303. Было много версий трагедии, в том числе о возникновении пожара на борту самолёта, но найденные впоследствии его фрагменты заставили отказаться от этого предположения. Согласно другой версии, тоже, кстати, не выясненной до конца, катастрофа произошла из-за столкновения с аэростатом.

РЕКОРДСМЕН

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
В декабре 1965 года экипаж лётчика-испытателя Ивана Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88 103 килограмма на высоту 6 600 метров, установив в одном полёте сразу 12 мировых рекордов. Осенью 1969 года на «двадцать втором» выполнили первый международный перелёт, в ходе которого доставили срочный груз в воюющий Вьетнам. На следующий год четыре Ан-22 установили самый протяжённый в истории советской и российской военно-транспортной авиации «воздушный мост», составивший более 17 000 километров. Всего «двадцать вторыми» был установлен 41 мировой рекорд. Кроме того, «Антей» стал неофициальным рекордсменом по весу десантируемого груза. Именно с этого самолёта отработали парашютное десантирование грузов массой до 22 тонн.

ТРУЖЕНИК

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
Но не только разнообразными рекордами прославился Ан-22 «Антей». Этот гигант оказался широко востребованным и стал настоящим тружеником и участником исторических событий. Он активно использовался для доставки грузов нефтяникам и геологам в отдалённые и труднодоступные районы Сибири, где производил посадки на грунтовые площадки. До сегодняшнего дня Ан-22 остаётся единственным в мире транспортным самолётом, способным с тяжёлым грузом производить посадки на грунтовые аэродромы и взлетать с них.

«Антеи» перевозили бульдозеры и экскаваторы, модульные электростанции и стационарные дизели, трубы и нефтяные вышки. Ранее на доставку подобных грузов на судах по рекам теряли долгие месяцы в ожидании ледохода или морозов для появления «зимников» и ледовых переправ. Теперь, чтобы переправить на Ан-22 50-тонные трансформаторы с ленинградского завода на Вилюйскую ГЭС, уходит всего шесть часов.

В 1991 году, во время авиасалона в английском Фарнборо, срочно потребовалось заменить двигатель Д18Т на самолёте Ан-124 «Руслан». Габариты мотора были настолько большие, что доставить его в сборе смог лишь «Антей».

В числе наиболее значимых операций, осуществлённых с помощью Ан-22 – участие в оказании помощи Египту и Анголе, во время боевых столкновений с Израилем и ЮАР, а также доставка гуманитарных грузов и спасательной техники после сильных землетрясений, произошедших в Армении.

ОТЕЦ «РУСЛАНА» И «МРIИ»

АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик
С ноября 1965 по январь 1976 года Ташкентским авиационно-промышленным объединением имени Чкалова было произведено 66 «Антеев». Следует отметить, что уже после завершения серийного производства несколько раз поднимался вопрос о возможности возобновления производства. Однако этого не произошло, так как завод был полностью загружен серийным выпуском Ил-76.

Более четверти века эксплуатируется «Антей» в частях военно-транспортной авиации. Опыт, накопленный за время его эксплуатации, был использован при создании самолётов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя».

В начале девяностых ресурс оставшихся «Антеев» продлили на 20 лет. В перспективе планировали модернизировать навигационное оборудование «двадцать вторых», установив на борту самолётов систему спутниковой навигации, но в конечном итоге от дальнейшей эксплуатации Ан-22 было решено отказаться. На сегодняшний день в строю ещё остаются пять «Антеев», а шесть Ан-22 находятся на хранении.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

Послевоенная реконструкция завода № 95, ныне ВСМПО, проводилась особо быстрыми темпами. В 1963-1964 годах работа по освоению и внедрению серийного литья крупногабаритных слитков алюминиевых сплавов стала главным направлением деятельности цеха № 1. С этой целью организуется школа по обучению литейщиков на рабочем месте, а в связи с интенсивным освоением выпуска плоских оребрённых панелей для самолёта Ан-22 «Антей», в 1967-1968 годах в цехе разрабатывается и внедряется в производство технология непрерывного литья плоских слитков.

Подготовила Олеся Сабитова
Газета "Новатор" №39, 25 сентября 2015 года


АН-22 «Антей»  - воздушный грузовик



Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50