A350 - cвой среди облаков

A350 - cвой среди облаков

Компания Airbus не устаёт удивлять мир новейшими разработками в области авиаконструирования, предлагая новые модели для эксплуатации. На проектирование и освоение производства одного из самых современных лайнеров – дальнемагистрального самолёта A350 – европейский концерн выделил 4 миллиарда евро.

ЗАДЕРЖАТЬСЯ В ПУТИ, НЕ ОПАЗДЫВАЯ К ФИНИШУ

A350 - cвой среди облаков
Программы создания самолётов «с чистого листа» в процессе реализации становятся дороже и занимают больше времени, чем планировалось. Такой результат воспринимается как неизбежный, ведь инновационным проектам сопутствует множество рисков.

При создании совершенно нового продукта инженеры Airbus посчитали, что лучше допустить маленькую заминку, чем проявить неосмотрительную поспешность, которая в итоге обернётся дополнительными затратами и более длительными задержками. Таким образом, разработчики предупредили появление проблем: все компоненты самолёта Airbus A350 ещё до монтажа проходили тщательную проверку, выявление и устранение дефектов выполнялось на ранних стадиях, а перед выпуском самолёта проводился полноценный контроль качества сборки каждого A350.

Системы и компоненты самолётов прошли тесты на новых испытательных стендах, которые установлены в том же ангаре, где до этого проходили испытания лайнеры A380. Новые, более мощные и совершенные вычислительные средства позволяли проводить обширное компьютерное моделирование с имитацией условий предстоящих испытаний.

Для проверки материалов на прочность был построен демонстратор. Инженеры концерна отработали на нём 80 тысяч циклов, чтобы убедиться в отсутствии опасных трещин. В процессе подготовки к сборке первого самолёта A350 концерн Airbus задействовал тренажёры, виртуальное моделирование на которых позволило отладить работу многих систем и оборудования самолёта. В итоге на разработку А380 ушло около восьми лет.

ПРОВЕРКА В 15 МЕСЯЦЕВ

A350 - cвой среди облаков
4 декабря 2012 года первый экземпляр A350 выкатили из ангаров сборочного цеха. 14 июня 2013 года самолёт совершил свой первый полёт, начав программу лётных испытаний. Первым поднявшимся в воздух стал самолёт модификации А350-900 с регистрационным номером F-WXWB. Взлётный вес аэробуса составил 221 тонну. Второй экземпляр поднялся в воздух 14 октября 2013 года под регистрационным номером F-WZGG.

Как отметил инженер Airbus по лётным испытаниям Патрик ду Ше, после налёта двумя тестовыми машинами 1 000 часов не было обнаружено и половины проблем, с которыми Airbus встретился при испытаниях А380. Лётные испытания A350 длились 15 месяцев, и ни один из испытательных полётов не был задержан. «Мы не выявили никаких дефектов. Самолёт прекрасно подготовлен к эксплуатации с завтрашнего дня», – заявил старший вице-президент по лётным испытаниям Airbus Фернандо Алонсо после окончания финальной 300-часовой фазы тестов А350, пролетевшего над 13 странами от Новой Зеландии до Финляндии. Во время испытаний, которые длились 15 месяцев, самолёт Airbus А350 использовал пять тестовых авиалайнеров, которые успели налетать около 2 600 часов.

ЦИФРОВАЯ ФАБРИКА

A350 - cвой среди облаков
В отличие от программы A380, в которой задержки производства были связаны с использованием нескольких цифровых макетов и разных инструментов проектирования, в проекте A350 применялся стандартизированный набор программного обеспечения для всего цикла, включая проектирование, производство и финансирование.

Опыт, приобретённый при работе над A380, был обобщён в концепции «цифровой фабрики», которая применялась на ранних стадиях разработки A350. Проводка, кабели и трубопроводы самолёта монтируются на вспомогательном каркасе. Такое решение сокращает время изготовления секции пола над отсеком авионики в носовой части фюзеляжа на 80 %.

Испытания различных элементов проводятся параллельно со сборкой, прокладка электропроводки планируется на ранних этапах, а процессы соединения крыла с фюзеляжем и интеграции пассажирского салона совмещены.

РОСКОШНЫЙ ЕВРОПЕЕЦ

A350 - cвой среди облаков
Airbus A350 предназначен для перевозки от 270 до 475 пассажиров на расстояние до 15 000 километров. В конструкции самолёта широко использованы новейшие материалы. 52 % от веса самолёта составляют композиционные материалы, 20 % – алюминий, 14 % – титан, 7 % – сталь, 7 % – остальные. A350 имеет новое крыло из композиционных материалов, одинаковое для всех трёх модификаций самолёта. Площадь крыла составляет 443 квадратных метра – это самое большое крыло из когда-либо созданных для однопалубного самолёта. Размах крыла составляет 64 метра, что на 3,7 метров больше, чем у A330 и начальной версии A350. Стреловидность крыла – 35 градусов, что на пять градусов больше, чем у A330, это увеличивает крейсерскую и максимальную скорость самолёта.

Кроме того, A350 XWB оснащён вспомогательной силовой установкой HGT1700 от Honeywell мощностью 1 700 лошадиных сил. Двигатели Rolls Royce Trent XWB, установленные в A350, имеют самые низкие показатели выбросов CO2 среди всех других, используемых в широкофюзеляжных самолётах.

Салон самолёта Airbus A350 спроектирован для максимального комфорта пассажиров, как бизнес-, так и эконом-класса. Простор, большие панорамные иллюминаторы, более широкий шаг кресел, низкий уровень шума двигателей и высокая шумоизоляция салона, обновлённая система кондиционирования воздуха, новая система освещения, включающая 16 миллионов световых оттенков, позволяющая снизить усталость после длительного перелёта – факторы, создающие максимально комфортную обстановку.

КОРОЛИ НЕБЕС

A350 - cвой среди облаков
По прогнозам мировой гражданской авиации, в ближайшие 20 лет понадобятся от 6 000 до 7 000 новых дальнемагистральных самолётов, так что у европейцев – Airbus А350 совместно строят предприятия Франции, Германии, Великобритании и Испании – есть все шансы на большой успех.

Огромный спрос на среднемагистральные аэробусы семейства А320 хоть и позволяет максимально загружать производственные мощности, но не приносит огромной прибыли концерну, поскольку эти «рабочие лошадки» Airbus обычно продаются крупными партиями со скидками. Прибыльность дальнемагистральных самолётов А350 значительно выше. Ведь авиакомпании, которым трансконтинентальные маршруты обеспечивают наибольшую норму прибыли, готовы хорошо за них платить.

Сегодня европейский концерн Airbus рассчитывает выпускать до 13 самолётов А350 в месяц. По словам Президента Airbus Фабриса Брежье, эта модель будет приносить в ближайшие 20-30 лет 40 % выручки концерну. По его мнению, проект не принесёт опасных для жизни людей проблем. Если так и будет, это значит, что усилия 7 000 инженеров, задействованных в программе А350, и многомиллиардные инвестиции не пропали даром.

Станет ли А350 для компании Airbus своеобразным «станком для печатания денег», покажет будущее. Но одно ясно уже сейчас: авиастроительной премьеры, подобной нынешнему А350, не будет ещё очень долго – по меньшей мере несколько десятков лет. Ведь новое поколение дальнемагистральных Boeing и Airbus только начинает свою жизнь, а других компаний, способных реализовывать подобные грандиозные проекты, на сегодняшний день нет.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

Уже более 20 лет ВСМПО является ключевым поставщиком титана для Airbus.

ВСМПО обеспечивает свыше 60 процентов потребностей компании в этом материале. Российский титан используется для производства деталей самолётов Airbus, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полёте: стойки шасси, элементы пилонов двигателей и крыла.

Подготовила Олеся САБИТОВА
Газета «Новатор» №33, 14 августа 2015 года


A350 - cвой среди облаков



Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50