Боинг 777 - рекордсмен безопасности

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

Есть самолёты, которые стали иконами мировой авиации. Это, например, американский DC-3 – основной рабочий «конёк» мировых небесных трасс в 30-х и 40-х годах прошлого столетия. Пришли 60-е. И манящие огни далёких мегаполисов начинают ассоциироваться с характерным горбатым профилем идущего на посадку или взлетающим дальнемагистральным «Джамбо джетом» или «Королевой небес» – имена, которыми окрестили Boeing 747. А спустя 40 лет, в конце 20-го – начале 21-го века появляется Boeing 777. Его очертания стали в массовом сознании таким же олицетворением воздушных путешествий, как подсвеченная солнцем безбрежная лазурь с бегущими по ней редкими облаками.

ВРЕМЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРУДЯГ

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
Сегодня, если человеку доведётся лететь в страны Нового света, скорее всего, он попадёт на борт самолёта фирмы Boeing. Почти весь мир нынче летает на Boeing. Причина проста: продукция данной корпорации комфортабельнее, экономичнее и надёжнее, чем техника большинства других авиастроительных фирм мира. Единственный серьёзный конкурент Boeing – европейский концерн Airbus.

Наступлению времени создания двухдвигательных самолётов способствовало развитие мировой аэродромной сети. Первой была Европа, а именно Airbus, создавший в 1972 году А300 – первый в мире двухдвигательный широкофюзеляжный самолёт. «Новорожденный» не был малышом. Он мог принять на борт до 300 пассажиров и обладал дальностью полёта, превышавшей 7 тысяч километров. Машина оказалась настолько удачной, что находилась в производстве более 35 лет.

Позднее появился А310, затем четырёхдвигательный А340 и двухдвигательный А330. Последний в середине 90-х годов стал дальнемагистральным флагманом концерна Airbus и будет находиться в этом качестве до тех пор, пока на линии не выйдет новый композитный А350.

ОТВЕТ НОВОГО СВЕТА

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
Разумеется, Соединённые Штаты не могли остаться в стороне от «моды» на двухдвигательные дальнемагистральные самолёты. Первым из них стал Boeing 767. Он вышел на трассы в 1982 году.

Машина оказалась весьма удачной. Она находится в производстве уже 33 года, а всего за это время было заказано более 1 300 самолётов.

Можно было бы и дальше «печь» 767-е, как блины, периодически разнообразя их «вкус» различными модификациями, и не заботиться о том, чтобы предложить авиакомпаниям новое «блюдо» в виде преемника этого дальнемагистрального самолёта, если бы не Airbus. В 1993 году европейский концерн выпустил на рынок весьма успешную модель А330. Американцу ничего не оставалось, как создать конкурентную машину и снова удивить мир.

НОВОЕ – ХОРОШО УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ СТАРОЕ

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
Именно данный принцип был положен в основу создания преемника 767-го. Он получил название Boeing 777, а в авиационных кругах самолёт именуют «три семёрки».

При этом компания не стала делать принципиально новый лайнер. Философия разработки 777-го базировалась на двух принципах. Первый заключался в том, что в ходе разработки нового самолёта инженеры компании неоднократно подчёркивали: в нём практически нет никаких качественно новых технологий или конструкторских решений – только уже имеющиеся, но доведённые до «степени совершенства».

Второй принцип, на который легла конструкция «трёх семёрок» – максимально учтённые пожелания восьми крупнейших мировых авиакомпаний, которым предстояло стать главными эксплуатантами преемника 767-го.

УНИКАЛЬНОСТЬ «ТРЁХ СЕМЁРОК»

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
В итоге Boeing 777 стал первым коммерческим авиалайнером, стопроцентно разработанным на компьютерах. За всё время разработки не было выпущено ни одного бумажного чертежа, всё было изготовлено с помощью трёхмерной конструкторской системы.

Он же стал первым самолётом с управлением по принципу «лети по проводам» (fly-by-wire). Этот принцип состоит в том, что все действия лётчика по пилотированию самолёта опосредуются компьютером, что значительно уменьшает вероятность ошибки при выполнении тех или иных манёвров. К числу достижений «трёх семёрок», включая его различные модификации, относится также и то, что это самый крупный в мире среди двухдвигательных и самый «далеколетающий» – свыше 17 тысяч километров без посадки, пассажирский самолёт. На модификации – Boeing 777-300 ER и на грузовом варианте установлены самые мощные в мире турбовентиляторные двигатели семейства GE-90.

ЭВОЛЮЦИЯ, А НЕ РЕВОЛЮЦИЯ

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
Возможно, то, что Boeing 777 – продукт не столько новых технических идей, сколько «продвинутых» старых, могло показаться заведомо проигрышным маркетинговым ходом. Но для пассажиров и авиакомпаний логика эволюции, а не революции, заложенная в конструкцию машины, оказалась весьма привлекательной.

У двухдвигательных дальнемагистральных самолётов к тому времени был хороший послужной список, а потому пассажирам было спокойнее именно им доверять свои жизнь и здоровье, а авиакомпаниям – деньги и репутацию в «руки» улучшенных вариантов проверенных технологий, чем невольно выступать в роли «испытателей» качественно новых изобретений.

По словам Тома Хаутера, в прошлом главы отдела расследования авиационных происшествий в Национальном совете по безопасности транспорта (NTSB), «у 777-го фантастический показатель безопасности». С ним согласен Роберт Хёбст, бывший пилот «Боинга 767» компании American Airlines, который считает, что Boeing 777 удерживает мировой рекорд безопасности среди воздушных судов аналогичного класса. Оба мнения были высказаны в июле 2013 года в интервью информационному порталу Herald News Services.

А как же дальнемагистральные Ил-96 или А340? И первый, и второй находятся в эксплуатации уже более 20 лет, но ни одно из судов данных типов не было в катастрофе, повлёкшей за собой человеческие жертвы. Эксперты утверждают, что сравнивать рейтинг безопасности этих самолётов с «тремя семёрками» было бы несправедливо. На каждый выпущенный Ил-96 приходится около сорока, а на каждый А340 – три Boeing 777. Столь небольшое количество сошедших с конвейера этих машин по сравнению с «тремя семёрками» не позволяет статистически сравнивать степень их безопасности.

ЛИЦО УСПЕХА

Боинг 777 - рекордсмен безопасности
Boeing 777 различных модификаций стал самым популярным дальнемагистральным самолётом за всю историю авиации. Авиакомпании расхватывают его буквально, как горячие пирожки. Поставки нового суперлайнера начались в 1995 году. Первой их получила американская авиакомпания «Юнайтед Эйрлайнз», заказавшая 34 воздушных лайнера, и японская «Олл Ниппон Эйрвейз», заказавшая 15 самолётов. Всего же в портфеле у фирмы к тому времени были заказы уже на 147 Boeing 777.

Самолёт впечатляет размерами. Диаметр идеально круглого фюзеляжа – 6,2 метра, длина – 63,7 метра. Размеры лайнера позволяют легко варьировать по желанию заказчика компоновку кресел – от шести до десяти в каждом ряду с двумя проходами между ними. В самолёте можно разместить при трёх классах обслуживания 305-328 пассажиров, при двух – 375-400, а при одном – 440.

Под пассажирскими салонами на нижней палубе самолёта расположен грузовой отсек с автономными средствами механизации, объёмом 160 кубических метров.

Важное преимущество Boeing 777 по сравнению с другими современными авиалайнерами состоит в использовании в его конструкции разнообразных лёгких, но чрезвычайно прочных сплавов и композиционных материалов. Таким образом, существенно снижены вес самолёта и стоимость его производства.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

Первые штамповки для Boeing из высокопрочного титанового сплава создавались благодаря опыту и интуиции технологов и конструкторов ВСМПО. Именно так была изготовлена первая штамповка балки тележки шасси для Boeing 777.

При изготовлении штампов для крупногабаритных штамповок, изготавливаемых для Boeing, возникали технические сложности. Поскольку многие размеры штамповки, спроектированные фирмой с помощью компьютерной технологии, были приведены к базе виртуально, специалистам ВСМПО было очень сложно оценить пригодность штампа.

Так начались пути поиска портативных координатно-измерительных машин для контроля штампов и штамповок, а также компьютерной техники и программ для разработки чертежей штамповок и штампов.

Сегодня ВСМПО имеет оборудование, способное решать любые технические задачи, и осуществляет производство больших титановых штамповок для шасси, крыла и пилонов дальнемагистрального самолёта Boeing 777.

Подготовила Олеся САБИТОВА
Газета «Новатор» №33, 14 августа 2015 года


Боинг 777 - рекордсмен безопасности



Другие интересные факты о титане и аппаратах , созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Су-27 - элита авиации

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50