Су-27 - элита авиации

Су-27 - элита авиации

У него один путь и одна задача – вымести с небес авиацию противника. Он – истребитель, завоёвывающий превосходство в воздухе, боевая машина из «первой линии», элита современной боевой авиации. Его сложность запредельна, а возможности – безграничны. У него слишком много достоинств, но отсутствуют недостатки. Он силён и прекрасен в своей неиссякаемой небесной ярости. Знакомьтесь – российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения Су-27.

ОТВЕТ ЗАПАДУ

Су-27 - элита авиации
О Су-27 сказано столько слов и снято столько фильмов, что впору выпускать отдельную энциклопедию, посвящённую именно этому самолёту. Уникальность самолёта, принятого на вооружение в 1984 году, до сих пор не даёт спокойно спать многим отечественным и зарубежным авиационным экспертам.

Работы по проектированию истребителя четвёртого поколения начались в опытно-конструкторском бюро Павла Осиповича Сухого под руководством одного из выдающихся советских конструкторов Олега Сергеевича Самойловича в конце 1969 года. Новый самолёт должен был стать достойным ответом на созданный в США истребитель F-15, разработан ный по программе FX в 1966 году.

КТО ТЫ, АМЕРИКАНСКИЙ КОВБОЙ?

Рождение F-15 связано с войной во Вьетнаме. Результаты встреч с советскими МиГами потребовали изменить всю предыдущую парадигму развития американской истребительной авиации. ВВС срочно потребовался высокоманёвренный «убийца МиГов», одинаково эффективный как в ближнем воздушном бою, так и на средних и больших дистанциях.

Первый полёт F-15 Eagle состоялся в 1972 году. Через четыре года «Орёл» был принят на вооружение. Заглядывая вперёд, стоит отметить, что к настоящему времени эти легендарные воздушные бойцы одержали 104 воздушные победы – без единого поражения. Но почему-то среди десятков трофеев «Орла» нет ни одного равного ему по мощи самолёта. Ни одного Eurofighter Typhoon или Су-27. «Орёл» был сбит лишь однажды, в 1995 году, на учениях ВВС Японии. F-15 был по ошибке подстрелен таким же F-15.

РУССКИЙ ВОИН

Су-27 - элита авиации
Су-27 стал дерзким ответом Западу на завершающем этапе холодной войны и был призван затмить собой американского «Орла». Замысел полностью удался: отечественный истребитель 4-го поколения задал новые стандарты в области боевой авиации.

В отличие от предыдущих лет, когда авиаконструкторы в СССР в их заочном соревновании с американцами постоянно оказывались «догоняющей стороной», на этот раз было решено создать самолёт, превосходящий «противника». Для реализации этого преимущества конструкторскому коллективу ОКБ Сухого удалось найти ряд интересных решений, связанных с компоновкой и аэродинамикой будущего самолёта.

ЧРЕЗВЫЧАЙНО «ЛЕТУЧИЙ»

Су-27 - элита авиации
Вычурный силуэт Су-27 не похож ни на один из зарубежных истребителей. Грациозный изгиб носовой части фюзеляжа, плавный переход в крыло, выступающие мотогондолы – всё это следствие интегральной компоновки самолёта, при которой подъёмная сила формируется не только плоскостями крыла, но и за счёт особой формы фюзеляжа. Планер выполнен из алюминиевых сплавов с широким применением титана.

У Су-27 увеличен внутренний запас топлива и обеспечена большая дальность полёта.

В состав вооружения входят: 30-миллиметровая пушка ГШ-301, управляемые ракеты Р-27, Р-73, контейнеры малогабаритных грузов, предназначенные для боевого применения авиабомб малых калибров, блоки неуправляемых авиационных ракет Б8М-1 и свободно падающие бомбы.

УДАРНИК ТРУДА

20 апреля 1981 года Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7, ставший эталоном для серии. Серийное производство было развёрнуто в 1982 году. В 1984-м истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже участвовал в выставках в Оклахоме, Сингапуре, Дубае.

ХВОСТОМ ВПЕРЁД

Су-27 - элита авиации
С тех пор Су-27 успешно заявлял о себе на авиашоу по всему миру. благодаря манёвренности самолёт выполняет ряд уникальных фигур высшего пилотажа. Правда, выполнять их могут лишь лётчики, допущенные к полётам на крайних режимах.

К примеру, знаменитая «кобра», когда cамолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Угол отклонения от первоначального направления полёта превышает 90 °: для самолёта Су-27 он составляет 110 °, для Су-37 – до 180 °. это означает, что «Сушки» некоторое время летят хвостом вперёд. Затем самолёт возвращается в первоначальный режим полёта практически без потери высоты. Стоит отметить, что для выполнения «кобры» нужна особая центровка самолёта, и часто техника дорабатывается под эти фигуры пилотажа.

При «колоколе» самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Долгое время «колокол» считался фигурой, доступной только винтовым самолётам, так как большинство реактивных двигателей не могут работать на больших углах атаки. Впервые манёвр был представлен в 1988 году на авиасалоне в Фарнборо. Первыми реактивными самолётами, сумевшими выполнить «колокол», стали советские истребители Су-27 и МиГ-29.

ОХОТНИКИ

Су-27 - элита авиации
Но даже без выполнения этих фигур по манёвренности с Су-27 в 1990-е годы не мог сравниться ни один истребитель мира. Кстати, широко известная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» оснащена именно этими истребителями.

Сейчас Су-27, наряду с МиГ-29, остаётся основным истребителем ВВС и ПВО России, и одним из наиболее эффективных в мире. Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента – F-15. Зато ему приходилось сталкиваться с «Орлом» в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях.

Су-27 VS F-15

В учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США, американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боёв. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали радиолокационные станции и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Правда, по условиям учений, американцы не использовали свои УР AIM-120, а ведь именно при помощи этих ракет американские истребители эффективно сбивали МиГи-29 в Югославии.

ГДЕ ФЛЭНКЕР?

Су-27 - элита авиации
А об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведён учебный воздушный бой между F-15 и Су-27. Схема боя была проста: сначала советский самолёт должен удержаться на «хвосте» американского самолёта, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато Су-27 почти мгновенно ушёл от американского самолёта, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер?» (так американцы называли Су-27) он получил ответ, что Су-27 находится за ним. Все попытки американского аса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: Су-27 надёжно держал его на прицеле.

НЕБЕСНЫЙ ТЕРМИНАТОР

Су-27 - элита авиации
«Самолёты так не летают!» – самая распространённая фраза на английском языке во время выступления в небе летучей машины с красной звездой на крыльях.

Пытаясь объяснить невероятные лётные характеристики Су-27, одни ссылаются на конструкцию планера, другие рассказывают про тяговооружённость, третьи приводят в пример серьёзную номенклатуру вооружения. Однако есть среди них тот человек, который имеет право говорить об этом самолёте открыто, и его слова ценнее сотни мнений иных теоретиков: «Невероятные ощущения. Самолёт словно живой. Чувствуешь машину, и буквально каждое движение она за тобой повторяет. Такое ощущение дорогого стоит, поверьте мне. Совокупность систем управления и кропотливый расчёт алгоритмов их работы даёт такой результат», – рассказывает Герой России, заместитель начальника лётной службы компании «Сухой», лётчик-испытатель Сергей Богдан.

Конструкторы создали очень удачную модель боевого самолёта. Впоследствии Су-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолётов, которыми по праву гордится Россия.

СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОТЛИЧНО

В 1970-1980-е годы ни один проект в авиакосмической отрасли СССР не обходился без самого активного участия ВСМПО. Имея около 3 000 заказчиков, предприятие являлось элитным подразделением отечественной «оборонки». До 75 % титановой продукции и до 95 % изделий из алюминиевых сплавов предназначалось для нужд авиационно-космического комплекса и оборонных отраслей промышленности. Именно тогда, в содружестве со специалистами ВИЛСа, ВИАМа, с конструкторским бюро самолётостроительных и двигателестроительных заводов, коллектив объединения создаёт изделия на основе титановых и алюминиевых сплавов для критических узлов всех отечественных авиационных двигателей, а также для планеров и шасси многоцелевого истребителя четвёртого поколения Су-27.

Подготовила Олеся САБИТОВА
Газета «Новатор» №36, 4 сентября 2015 года


Су-27 - элита авиации



Другие интересные факты о титане и аппаратах, созданных с его применением:

A350 - cвой среди облаков

АН-22 «Антей» - воздушный грузовик

Боинг 777 - рекордсмен безопасности

"Буран" - победитель войны, которой не было

Мастера титановых скелетов

Подводный флаг

Российский "Тополь"

Союз-Аполлон - стыковка времён

Титановый человек

ТУ-95 - «Русский медведь»

«Чёрная акула» или КА-50