Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки

Наше время во многих отношениях можно назвать пластмассовым. Но разве может заменить полимер магию стекла, дерева, металла или природного камня? Вот и пластиковые ёлочные шары по полтиннику за кучку новогоднего настроения не создают. Почему? Чтобы раскрыть тайну очарования стеклянных ёлочных игрушек, мы отправились за тридевять земель, в подмосковный Клин, где уже полтора века «выпекает» новогодние украшения старейшая в России фабрика - ОАО «Ёлочка».

Пряничный город

Сказочные приключения журналистов АВИСМЫ начались сразу же по приезду в Клин. В Москве бушевала метель, а в 60 километрах от столицы, в почти 700-летнем Клину на газонах зеленела трава. Клин – милейший городок. Про такие говорят – пряничный. Центр застроен домами-усадьбами красного кирпича, торговыми рядами, украшен старыми фонтанами.

Местные жители открыты и радушны: здесь в районе полуночи можно отправиться за «Клинским», не рискуя здоровьем. Правда, этот разрекламированный сорт пенного напитка разливается вовсе не в Клину, а в соседнем районе. Впрочем, это разочарование было единственным.

Полудержавный властелин и свинцовые бусики

В музее ёлочной игрушки «Клинское подворье» нас встретили с искренним энтузиазмом. Сувениры с далёкого уральского предприятия - титановую губку и книгу «Сражение за Победу в уральском тылу» - директор музея Людмила Симанович приняла с живейшим интересом, а наше посвящение в тайны стекольного дела поручила старшему экскурсоводу Галине Смольской.

...А начиналось всё в середине XIX века, когда внук Александра Меншикова, соратника Петра I, получил высочайшее разрешение на открытие в своём имении в Клинском уез­де стекольного завода на три печи с 80 рабочими из числа крепостных для производства ламп, бутылок, изделий из оконного и цветного стекла. Хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась на всю страну.

Как раз в те времена в Россию из Германии пришла мода наряжать новогоднюю ёлку. Сами немцы поначалу украшали деревья сладостями и яблоками, а когда на яблоки случился неурожай, заменили их дутыми красными шарами.

В угоду моде на клинских стекольных заводах начали выдувать бусы как ёлочные украшения. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивающийся спрос подтолкнули наиболее предприимчивых крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах.

Правда, выгодный бизнес имел и оборотную сторону. Полые стеклянные трубочки - дроты - из которых мастер выдувал шары, разогревали в пламени керосиновых горелок, и керосиновая копоть просто пропитывала воздух в избах. Мало того: для окраски бус и придания им зеркального блеска использовали краски на вредной свинцовой основе. В общем, вредное производство!

К концу века к выдуваемым игрушкам добавились формовые. Форма была раскладной, состояла из двух частей - половинок будущего изделия. Разогретый дрот помещался в форму, мастер делал резкий выдох, и стеклянная масса становилась сосулькой, шишкой, колокольчиком или человечком. Из-за дороговизны металла для изготовления форм таких игрушек было мало. Попытки использования других материалов успехом не увенчались: деревянные формы быстро прогорали, а керамические оказались слишком хрупкими.

Кружок «Умелые руки»

Как ни странно, за полтора столетия технология производства стеклянных ёлочных игрушек практически не изменилась, потому как автоматизировать его невозможно. Судите сами: в фабричных цехах царит полумрак и неспроста: стеклодувы определяют температуру разогретого стекла по цвету пламени газовой горелки. Кстати, в переходе с керосина на газ и нагнетании пламени не мехами, а компрессором состоят отличия от старинной технологии. Но не только.

Наряд для ёлочки
Второе изменение касается способа нанесения зеркального покрытия. В 30-х годах прошлого века на смену свинцовым краскам пришло химическое серебрение, благодаря этому игрушки прошлого века отличаются тёмными пятнами на серебряном покрытии.

Нынче же извлечённые из формы прозрачные заготовки (гольё) рядами помещают в большую вакуумную камеру, вдоль которой натянуты нити накаливания, обёрнутые тонкой алюминиевой фольгой. В вакууме под воздействием высокой температуры металл испаряется, тончайшим слоем оседая на стеклянную поверхность. Отметим, что если толщина первых клинских бус с учётом красочного слоя доходила до 4-5 мм, то современные игрушки имеют толщину стенок в десятые доли миллиметра.

Со стороны процесс изготовления игрушки кажется простым. Мастер-стеклодув берёт похожую на пробирку без донышка трубку из молибденового стекла (длина трубки сантиметров 20, диаметр - 1,5) и начинает быстро вращать её в пламени горелки, пока стекло не размягчится. Затем трубка слегка сжимается с обеих сторон, отчего разогретая часть приобретает форму шара. Этот шар помещается в форму, одно дуновение - и игрушка готова. Разве что ножка-перетопка, на которую надевается жестяная шапочка, не короткая, а очень даже длинная.

На самом деле не всё так просто. Работа стеклодува чрезвычайно кропотливая и требует повышенного внимания.

Татьяна ГЛЕБОВА, стеклодув:
- Для одной игрушки стекло нужно просто нагреть, для другой - дождаться пока оно не станет почти жидким. А выдуть надо так, чтобы стеклянная масса заполнила все части формы, иначе игрушка выйдет уродливой. Малейшая ошибка - и почти готовое изделие даст трещину, а то и просто взорвётся.


Между прочим профессии стеклодува нигде не учат. Все работники «Ёлочки» учились этому ремеслу прямо на производстве. Для освоения азов хватает недели, а вот опыт, позволяющий работать быстро и качественно, нарабатывается годами. Например, самую сложную игрушку - самовар с ручками и носиком - из всего персонала фабрики выдувают только три мастера.

Наряд для ёлочки
Но вернёмся к производственному процессу. Из жаркого и шумного отделения выдува сияющие зеркальным блеском игрушки отправляют на окрашивание. Окунщик - так называют специалиста, придающего игрушке фоновый цвет - берёт заготовку за трубочку-перетопку и, вращая, окунает в бак с краской.

Далее подсохшие игрушки поступают к настоящим волшебникам. Ну а как ещё можно назвать людей, которые банальный шар превращают в настоящее произведение искусства! В комнате художников-разрисовщиков слегка пахнет химией, и царит почти абсолютная тишина.

На наших глазах синие шары превращаются в картину «Русь» со златоглавым храмом, окружённым заснеженными деревьями. В ход идут различного размера кисти, рейсфедеры, стеклянные трубочки, а также акриловые краски и серебристая, искрящаяся на свету посыпка. Впрочем, то, что нам кажется искусством, мастера считают обыденной работой.

Наталья РЕМЕЗОВА, художник-разрисовщик:
- Каждый рисунок состоит из многих операций, поэтому мы не расписываем один шар от начала до конца, а поэтапно работаем с десятком игрушек сразу. Конечно, разрисовывая от 10 до 50 игрушек за смену, я не могу каждую из них считать бессмертным творением. А с другой стороны, это и не конвейер - здесь душу вкладываешь!


А нам уже не терпелось самим взять в руки кисточки! Интересно, в чём тут главная сложность? «Рисовать по сфере и по плоскому листу бумаги - большая разница», - улыбается Наталья.

Наряд для ёлочки
Это оказалось правдой. Хоть и объяснила руководитель мастер-класса нам и ещё трём десяткам подмосковных школьников, что краску нужно брать густую, кисточку держать за металлическую «рубашку», а шарик не двигать в руке, мы умудрились оставить на синей поверхности свои отпечатки пальцев. Впрочем, они легко превратились в снежинки. Главным же героем стал симпатичный котёнок (символ будущего года оказался гораздо сложнее в рисовании).

При том, что технология изготовления ёлочных игрушек за долгие годы почти не изменилась, сами игрушки серьёзно эволюционировали. Кто придумал заменить нитку, на которую нанизывались выдутые стеклянные бусы, проволокой - неизвестно. Но так появились монтажные изделия в виде самолётов, дирижаблей, подводных лодок, насекомых и т.д. Каждое из таких украшений сейчас - дорогостоящий раритет.

Компанию им в 30-50-е годы составили картонажные и ватные игрушки. На клинской фабрике их не выпускали, но в здешнем музее им посвящён целый зал, ведь с ними прошли войну и повзрослели миллионы советских ребят.

Галина СМОЛЬСКАЯ, старший экскурсовод:
- Самый ценный экспонат той эпохи - Кот в сапогах 1937 года. А самый примечательный - Охотник с ружьём, созданный в 1939 году. Его советские дети считали Дедом Морозом, который пошёл в партизаны, чтобы помогать бить врагов. В «Пионерской правде» ему даже посвятили стихи:
У него игрушек нет в торбе за плечами -
Партизанит старый дед зимними ночами.
Деду некогда теперь мастерить игрушки -
Не пройдёт фашистский зверь по лесной опушке.


Советская игрушка - зеркало эпохи. Только сказал Сталин, что жить стало лучше и веселее, а ёлочные игрушки уже поют и пляшут в национальных костюмах или в костюмах из фильма типа «Свинарка и пастух». В здоровом теле - здоровый дух? И вот уже выдуваются стеклянные хоккеисты, лыжники, конькобежцы.

Герой для всех клинчан - композитор Пётр Ильич Чайковский, живший в Клину в своей усадьбе и написавший здесь своего «Щелкунчика». Циклы игрушек, посвящённых его творчеству, - традици­онная продукция «Ёлочки». А в музее есть целый музыкальный зал, который украшает большая, нарядная рождественская ёлка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». На ней висят едва ли не самые большие стеклянные шары - около полукилограмма весом!

Увы, пластмассовыми изделиями украшают все большие уличные ёлки и даже кремлёвскую. Зато у самых стен Кремля, в самом статусном универмаге страны - ГУМе мы обнаружили… да-да, такие знакомые нам зелёные коробочки с брызгами праздничного настроения - игрушками клинской «Ёлочки». И привезли в подарок друзьям несколько экземпляров - с Новым годом!

Алексей ЛАЗИЕВСКИЙ
Газета «Металлург», 2015 год


Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки

Наряд для ёлочки