Авто для бэби

Мы всегда стараемся дать нашим детям всё лучшее, что есть у нас самих, только в миниатюре. И если с едой, одеждой, игрушками всё понятно, то аналог автомобиля, без всякого сомнения, - детская коляска, которая порой не уступает навороченному «дрим кару» ни ценой, ни технической оснащённостью.

«Индивидуальный транспорт»

Долгие сотни лет «индивидуальным транспортом» младенца оставалась мать или нянька, носившая его в перевязи на спине или груди - про­образе современных слингов. На Руси для этой цели использовали подол сарафана; конечно, не сам подол, задрать который на людях женщина никак не могла, а надетый сверху специальный передник.

В Китае похожее приспособление называлось «май-тай», в Японии - «онбухи-мо», в Африке - «канга». Позже перевязь стали снабжать лямками и ремешками, стягивавшими её в мешок, из которого малыш при всём желании не мог выбраться.

Со временем привычка таскать детей с собой исчезла - их стали пеленать и оставлять в колыбели или люльке под довольно небрежным присмотром взрослых. Дым, кухонный чад и туго стянутые пелёнки явно не делали младенцев здоровее. И вот в 18 веке философы Просвещения впервые предположили, что свежий воздух полезен для здоровья. Жан-Жак Руссо в своём «Эмиле» предписывал детям постарше ежедневно гулять не меньше двух часов, а малышей выносить на улицу на такой же срок. Так в возникших в ту же эпоху общественных парках появилось множество нянь и гувернанток с детьми. Естественно, возник вопрос о средствах передвижения для малышей.

Рождение коляски

Авто для бэби

Авто для бэби
Первым разрешил эту задачу британский аристократ Уильям Кавендиш, герцог Девонширский, задумавшийся о транспорте для своего мини-детсада из семи ребятишек. В 1733 году дизайнер Уильям Кент выполнил его задание, создав первую в мире детскую коляску - почти копию коляски взрослой, только поменьше. На дверцах этой открытой 4-местной повозки красовался золочёный герцогский герб, а тянуть его должны были пони или ослик.

После наполеоновских войн мода на такие коляски распространилась среди высшего света, хотя новинка была не только дорогой, но и неудобной - приходилось запрягать пони, чтобы один или два ребёнка могли час-другой трястись по гравию парка. К тому же маленькие дети не могли находиться в коляске без присмотра няни, которой приходилось бежать следом.

Выход из положения пришлось искать самой королеве Виктории, которая была не только владычицей громадной империи, но и матерью девяти детей. Родив в 1840 году первую дочь, Виктория пожелала выгуливать её самостоятельно. Королевские мастера сконструировали для неё коляску поменьше, но всё равно громоздкую. Ручки, сильно напоминающие оглобли, находились спереди, и королеве приходилось тянуть коляску за собой.

Следующее усовершенствование датируется 1853 годом - механик Чарльз Бэртон переставил ручки коляски назад, и теперь её нужно было толкать перед собой. При этом спереди коляска оставалась открытой, и при столкновении с любым препятствием дети, сидевшие лицом вперёд, легко могли вылететь наружу.

Травмы грозили и прохожим, с которыми случайно сталкивался агрегат, весивший до 100 кг. В итоге в 1873 году лондонская полиция запретила возить коляски по тротуарам - только по мостовым. Что означало, что коляскам, как и прочим экипажам, надлежало быть снабжёнными фонарями и номерными знаками. Все это заставило производителей, наконец, сделать коляски меньше и легче.

Фантазии не было предела - появлялись коляски с двумя ручками - спереди и сзади, в виде детских стульчиков со столиком или подбитых мехом мешков. В Канаде один умелец изготовил коляску на лыжах, в жаркой Индии - с пологом от москитов. В европейских странах важнее была защита от дождя и солнца, и коляску снабдили зонтом на штанге.

В 1889 году случилось и вовсе революционное изобретение - американский инженер Уильям Ричардсон запатентовал коляску-трансформер, где сиденье могло опускаться в лежачее положение, а колёса, прежде соединённые осью, приобрели независимый ход. Это сделало коляску манёвреннее, быстрее, но и опаснее - из неё легко было выпасть. Чтобы обезопасить грудных детей, Ричардсон поставил на колеса обыкновенную люльку.

Отныне она стала выпускаться в двух вариантах - «люлечном» для младенцев и прогулочном для детей постарше, где можно ездить как сидя, так и лёжа. Очень скоро у коляски появились откидной капор из прорезиненной ткани и карманы, куда можно было класть игрушки и бутылочки с молоком. Тогда же цельнолитые колеса сменились более лёгкими, со спицами. Причём поначалу колёс было три - два больших и одно маленькое, переднее. Позже, в ущерб манёвренности, коляски стали делать на четырёх колёсах - так они были более устойчивы.

Одобрена докторами

Авто для бэби

Большую часть нововведений внедрила в жизнь британская компания Silver Cross, начавшая выпуск колясок ещё в 1877 году. Её продукция в начале XX века продавалась и в российских столицах, где в газетах можно было встретить объявления наподобие такого: «Патентованная коляска для детей обоего пола, произведённая в Англии и одобренная лучшими докторами».

О том, что коляски у нас встречались даже в провинции, можно судить по знаменитому фильму «Броненосец “Потёмкин”», где в сцене расстрела вниз по лестнице катится коляска с плачущим младенцем. Правда, фильм был снят уже в 1925 году, но и до революции на бульварах и в парках хватало мам и нянек с колясками.

Несмотря на все усовершенствования, «детское авто» в то время оставалось дорогим и громоздким. Его рама и колёса были металлическими, кузов делали из ткани, дерева или прутьев, украшая кружевами. Постепенно дорогостоящие дерево и металл заменялись резиной и пластиком, но массовый выпуск колясок удалось наладить только в 1940-е годы в США.

В тот период главным их производителем стала компания Stroll-o-chair, позже переименованная в Babyland. Благодаря ей и другим крупным фирмам коляски из предмета роскоши сделались, наконец, средством передвижения, доступным всем малышам. Со временем их борта делались ниже - детские психологи установили, что ребёнок, чтобы развиваться, должен на прогулке видеть окружающий мир. Появились коляски с совсем прозрачными бортами, но популярностью эти «аквариумы» не пользовались.

Сделано в СССР

Авто для бэби

К производству колясок подключались всё новые страны, в числе которых был и Советский Союз. В 1920-е годы коляски в СССР были буржуазным пережитком, признаком нэпманства и комчванства, а затем - стали просто редкостью. Делались они кустарным способом. После войны в СССР попали не только трофейные коляски из Германии, но и технологии их изготовления, по которым в 1949 году начал производиться отечественный «детский транспорт».

Постепенно главным их изготовителем стал Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ) «Камов» в подмосковной Дубне. Вообще-то это было оборонное предприятие, выпускавшее самолёты и ракеты, но ему поручили разрабатывать и проводить испытания колясок, которые потом выпускали 54 завода страны. Только на одном ДМЗ до конца советской эпохи было выпущено до 5 миллионов колясок, а общее их производство достигло 45 миллионов.

При этом колясок по-прежнему не хватало, и умельцы делали их сами, водружая на велосипедные рамы даже плетёные корзины. Нередко семьи с низкими доходами покупали вместо «люлечных» колясок более дешёвые прогулочные, а грудных детей ­по-прежнему носили на руках. Коляски, как и многие советские товары, были прочными, но тяжёлыми и неудобными, поэтому столичные жители гонялись за продукцией немецкой фирмы «ЦЕКИВА» или, на худой конец, латвийского Лиепайского завода.

Коляски-трансформеры

Авто для бэби

Авто для бэби
На Западе между тем конструкторская мысль не стояла на месте. В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен впечатлился рассказом своей дочери о том, как во время путешествия из Америки в Англию ей везде приходилось таскать на себе громоздкую детскую коляску. У себя на производстве Макларен имел дело с алюминием, из которого и соорудил лёгкую складную коляску - stroller.

Основав собственную компанию, находчивый инженер быстро сделал своё изобретение популярным во всём мире. На его основе в следующем десятилетии появилась совсем уж компактная «коляска-трость», которую легко не только возить с собой, но и хранить в шкафу. Однако классические 4-колёсные коляски не собираются сдаваться, их козырь - прочность, размер и статусность. Ведь одна из функций колясок - подчёркивать положение маленького пассажира не менее явно, чем дорогой лимузин. Здесь учитывается всё: материал, украшения, ходовые качества.

Долгое время вне конкуренции было творение фирмы Silver Cross под названием Silver Shadow, сделанное дизайнерами Грэхемом Ричардсоном и Элисон Мерфет в 2008 году по образцу 1877 года. Эта коляска, снаружи покрытая 24-каратным золотом, а внутри обитая синим атласом и натуральным мехом горностая, стоила 12 тысяч долларов. Теперь её опередила складная коляска Aprica for Fendi, обтянутая мехом шиншиллы, за 30 тысяч долларов.

И всё же даже очень состоятельные родители сегодня обходятся колясками по 2-3 тысячи долларов, требуя от них не позолоты и шиншиллы, а того, что было главным и два века назад - надёжности и удобства. Поэтому в дорогом сегменте безусловным лидером уже долгие годы остаются такие, например, как совершенно классического вида Silver Cross Balmoral ручной работы. Их уже много лет закупает английский королевский дом для самых младших членов фамилии.

Массовый сегмент сегодня становится всё более технологичным: большинство современных колясок - трансформеры из разряда «три в одном», способные легко превращаться из «люлечных» в прогулочные, а в случае надобности и в автокресло. И при этом во многих из них всё больше электроники и наноразработок: это и система терморегуляции, и «дышащие» ткани, и ремни безопасности в самых неожиданных местах.

Казалось бы, коляскам нет альтернативы, но в последние десятилетия их вдруг стали теснить далёкие предшественники - перевязи и рюкзачки-«кенгуру». Их преимущества - лёгкость, дешевизна и возможность маленького пассажира вволю обозревать окружающий мир. Но есть и недостатки: ребёнок в них становится уязвим для тех опасностей, от которых его худо-бедно спасает кузов коляски.

Поэтому нет сомнений, что в ближайшем будущем производители детских колясок найдут способ вернуть в своё лоно молодых родителей. Уже сейчас разрабатываются лёгкие складные коляски, совмещённые с велосипедом и даже скутером. Впрочем, время доказало, что счастье ребёнка всё-таки зависит не от дизайна его коляски, а совсем от других вещей.

Газета «Металлург» №22, 10 июня 2016 года