4 ноября. День народного единства

День народного единства был учрежден в 2005 году в память о событиях, сплотивших российский народ в Отечественную войну 1612 года.

Немного истории. Период с 1598 по 1613 год в истории России известен как Смутное время. Страна была измотана голодом, войнами (Татарское нашествие, Ливонская война), ее раздирали междоусобицы. На престоле менялись цари-самозванцы. Народ был недоволен властью, бунтовали и крестьяне, и жители городов, и казаки (восстание Ивана Болотникова). В 1609 году началась русско-польская война. Поляки дошли до Москвы и заняли ее, объявив русским царем польского королевича.

Борьба против польских захватчиков сплотила русский народ. Под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина формировалось народное ополчение. Его поддержал князь Дмитрий Пожарский и многие знатные люди того времени. Война стала Отечественной. С оккупантами боролись повсеместно, самоотверженно, героически, во имя великого будущего своей Родины.

К ноябрю 1612 года в руках захватчиков оставался только Московский Кремль – символ российской власти. Поляки сдались 4 ноября.

До революции 1917 года этот день также был государственным праздником. Его ввел царь Алексей Михайлович в 1649 году под названием День Казанской иконы Божией Матери. Эта икона вдохновляла ополченцев на ратные подвиги. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет.

4 ноября. День народного единства



Подробнее о Дне народного единства рассказал "Новатор" (№26, 31 октября 2014 года):


Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия


В 2004 году Президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября – День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году. Что же произошло в этот день в далёком 1612-м?

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» – эти слова выбиты на памятнике, установленном на Красной площади Москвы.

4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободив Москву от литовско-польских интервентов и положив начало конца так называемого «Смутного времени». Это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Рюриковичи закончились, Романовы ещё не начались. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города. Поэтому именно этот день по праву называют Днём народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

ЭКСКУРС В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Семнадцатый век в России открывается трагедией Смуты. Для русского общества это был первый страшный опыт гражданской войны. Причины Смуты коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств в дела Московского царства.

После смерти в 1584 году Ивана Грозного, его преемником стал сын Фёдор, не способный к делам правления. «Династия вымирала в его лице», – замечал английский посол Флетчер. «Какой я царь, меня в любых делах и с толку сбить, и обмануть нетрудно», – сакраментальная фраза, вложенная в уста Фёдора Иоанновича Алексеем Толстым. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Годунов, который выдержал ожесточённую борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. После смерти в 1598 году Фёдора, Земский собор избрал Годунова царём.

САМОЗВАНЕЦ ПОД № 1

Борис Годунов был энергичным и умным государственным деятелем. Но он не обладал авторитетом и преимуществом наследственного монарха, что ставило под сомнение законность его нахождения на троне. Но самой большой угрозой власти Годунова стало появление в Польше самозванца, объявившего себя сыном Ивана Грозного.

Дело в том, что в 1591 году при неясных обстоятельствах в Угличе погиб последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Политические противники Годунова приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти, народная молва подхватила эти обвинения. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказали бы виновность Бориса.

Именно в таких условиях появился на Руси Лжедмитрий. Молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, использовав слухи, что жив царевич, «чудесно спасшийся» в Угличе. Агенты самозванца усиленно распространяли в России версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на престол. Определённую помощь в организации авантюры оказали и польские магнаты.

БЫТЬ БЕДЕ!

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди умирали как мухи, а страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» – толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. Борис Фёдорович Годунов умер 23 апреля (13 апреля по старому стилю) 1605 года, в народе поговаривали – от отчаяния, не выдержал. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ ГОСУДАРСТВА

По словам Василия Ключевского, самозванец «был испечён в польской печке, но высижен в боярской среде».

Без поддержки боярства у него не было шансов на российский престол. 1 июня на Красной площади были оглашены грамоты самозванца, в которых он называл Годунова изменником, и обещал «честь и повышение» боярам, «милость» дворянам и приказным, льготы купцам, «тишину» народу. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. Сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нём. Чтобы укрепить своё положение, Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство, чем вызвал недовольство крестьян.

Но прежде всего, царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. 17 мая 1606 года бояре ввели народ в Кремль с криками «Поляки бьют бояр!», в итоге убит был и Лжедмитрий.

САМОЗВАНЕЦ ПОД № 2

На престол вступил Василий Иванович Шуйский. Начинается второй этап смуты – социальный, когда в борьбу вступает дворянство, столичное и провинциальное, приказные дельцы, дьяки, казачество.

Однако, в первую очередь, этот период характеризуется широкой волной крестьянских выступлений. Появился новый самозванец, объявивший себя спасшимся «царём Дмитрием». Основную часть вооружённых сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки.

Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II дошёл до подмосковного села Тушино, где и обосновался лагерем. Псков, Ярославль, Кострома, Вологда, Астрахань присягнули самозванцу. Тушинцы заняли Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром. Бояре, купцы, чиновники присягали то Лжедмитрию, то Шуйскому, получая иногда жалованье от обоих.

МЕЖДУЦАРСТВИЕ

Так, смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 года на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской Думы разумного и справедливого решения.

И безмолвно дождался, когда в августе 1610 года бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль.

По всей Руси гремят набаты – будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта. Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек с малолетним сыном. Да и у бояр с дворянами не было согласия.

А в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.

4 ноября. День народного единства
В феврале 1611 года нижегородская рать из 1 200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Кузьма Минин. Однако первый поход ополчения окончился поражением, которое не давало покоя Кузьме – патриоту земли русской.

Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Кузьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так, он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззванием ко всему нижегородскому народу. «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие люди приносили последнее.

Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению.

ВМЕСТЕ НА ЗАЩИТУ МОСКВЫ

Итак, после обращения Минина, состоявшегося на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, город начал готовиться к ополчению.

По совету Кузьмы нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок князей Стародубских). 28 октября 1611 года Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали смоляне. Вместе с русскими вступило в ополчение мощное войско татар, а также чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» – эти слова стали девизом.

В конце зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Сначала оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали всё новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

И С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.

4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь – Михаил Романов. Это событие хронологически обозначило конец государственного кризиса и Смуты.

В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря её заступничеству.