Ваяем интеллект

Ваяем интеллект

То, что стране не хватает квалифицированных инженерных кадров, факт общеизвестный. Точечно, «на местах» проблему, конечно, не решить, но можно действовать «в тренде», решили педагоги детского сада №44 и стали активно развивать в старших и подготовительных группах занятия по лего-конструированию.

Каждый ребёнок - прирождённый исследователь, конструктор и изобретатель. Исследовать мир он начинает чуть ли не с рождения - конечно, доступными для себя способами: конструировать - в тот момент, когда впервые ставит один кубик на другой, изобретать - когда составленные кубики объявляет приспособлением для обнаружения инопланетян.

«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта», - эта метафора швейцарского психолога и философа Жана Пиаже очень точно отражает суть процесса. Иными словами, хочешь «включить» ребёнку мозги - дай ему конструктор.

LEGO - это название известно каждому, не так ли? Стыкующиеся между собой разноцветные кирпичики, история которых началась без малого 70 лет назад, стали наиболее популярным конструктором в мире. И есть отчего: перед разработчиками изначально ставилась цель создать игрушку, развивающую воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка.

Помимо кирпичиков в наборы LEGO входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и так далее. Более сложные модификации укомплектованы электродвигателями, различного рода датчиками и даже микро­контроллерами, при помощи которых дети получают наглядное представление о решении некоторых технических задач, а также приобретают навыки сборки-разборки и ремонта техники. Неоспоримым преимуществом этих конструкторов является то, что независимо от давности выпуска все его элементы совместимы друг с другом.

Елена ХАЛЕВИНА, воспитатель д/с №44:
- Конструирование как вид развивающей деятельности практикуется во всех детских садах: ребят учат делать поделки из пластилина, бумаги, картона и вообще из любого подходящего бросового материала. А вот LEGO есть не у всех. Нам повезло: некоторые семьи отдают в садик разные игрушки, в том числе - и комплекты LEGO, полностью или частично. С крупными деталями занимаются ребята помладше, а вот в старших и подготовительных группах используем мелкие, с более широкими возможностями технического моделирования.


Прошлой осенью садику предложили принять участие в городском конкурсе «Калейдоскоп талантов» с заявленной темой «LEGO-история: чудо техники - колесо». Набрали команду их четырёх наиболее толковых в этом деле мальчишек и стали готовиться.

Было решено сделать модель подъёмного устройства шахты - для спуска шахтёров в шахту калийного рудника. Ребята под руководством воспитателей смотрели и обсуждали картинки на эту тему, фильм о добыче калийных удобрений, посетили с экскурсией музей компании «Уралкалий».

Конечно, самым сложным оказалось придумать и собрать сам подъёмный механизм - вертушку, которая поднимает и опускает клеть. Двигались, конечно, путём проб и ошибок, пришлось даже звать на помощь пап. Коллективные усилия принесли свои плоды, идею удалось успешно реализовать, и мальчишки из «Ручейка» заняли на конкурсе 1-е место.

Результат всех вдохновил, в садике провели свой LEGO-конкурс и выставку работ «Машина будущего», организовали кружок «Самоделкин», на базе которого стали нарабатывать материал к краевому этапу Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок», состоявшемуся в марте.

На краевой конкурс отправились два воспитанника «Ручейка»: Толик Швецов и Славик Рашидов. В одном из конкурсных заданий ребятам помогали родители, которые тоже являлись участниками команды, а вот остальные испытания мальчишкам пришлось пройти самостоятельно.

Слава РАШИДОВ:
- Сначала мы с Толиком делали из LEGO картинку на плоскости, затем - объёмную фигуру, на время. Я, конечно, могу начать нервничать, когда у меня что-то не получается, но потом успокаиваюсь, начинаю заново, и тогда всё идёт хорошо.


Творческая работа ребят называлась «Путешествие калийной соли» - макет того самого шахтного подъёмника, дополненный фермой, где благодаря калийным удобрениям выращивают отличный урожай. И пусть призового места она не удостоилась, само участие в краевом конкурсе для всех стало очень важным и полезным опытом.

Теперь в «Ручейке» уже разработана программа развития с уклоном на лего-конструирование, и с нового учебного года садик планирует запустить в действие полноценную лего-студию. На первых порах она будет работать, конечно, только для «ручейковцев», а дальше… «Время покажет, - говорит Елена Халевина. - Не исключено, что в будущем мы откроем свои двери и для других мальчишек и девчонок».

Газета «Металлург», 2017 год


Ваяем интеллект

Ваяем интеллект

Ваяем интеллект

Ваяем интеллект