Лаборатория детства

Лаборатория детства

В Березниковском драматическом театре завершила работу ежегодная театральная лаборатория Олега Лоевского - эксперта Национальной театральной премии «Золотая маска». На этот раз Олег Семёнович пригласил в Березники трёх молодых режиссёров - ­Радиона БУКАЕВА (Москва), Екатерину ГОРОХОВСКУЮ (Санкт-Петербург) и Регину САТТАРОВУ (Казань). Тема лаборатории - «Театр - детям». За пять дней вместе с артистами БДТ режиссёры подготовили три эскизных работы: в жанре «бэби-театр», семейный квест и сказку в «классической» постановке.

Напомним, по итогам работы прошлогодней театральной лаборатории, в репертуаре нашего драмтеатра появился спектакль для подростков «Бог ездит на велосипеде» режиссёра Дмитрия Акриша. Постановка сразу завоевала популярность у зрителей всех возрастов. Талантливой работой заинтересовались организаторы фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция», который пройдёт осенью в Москве. Экспертный совет рассмотрел около 100 заявок от региональных театров России, в результате было выбрано семь театров-участников, в их числе и наш БДТ.

Итак, что предложили совсем маленьким зрителям молодые дарования? Екатерина Гороховская - по оценке Олега Лоевского один из лучших в России детских режиссёров - выбрала направление «беби-театр». Показ эскиза спектакля «Как цыплёнок маму искал» состоялся в шатре Рябинового сквера. Усевшись на большие мягкие подушки, малыши с изумлением наблюдали, как взрослый дядя превращал самые простые вещи в живые существа. Так, теннисный мячик стал цыплёнком, мыльница - лягушкой, а шарфик - кошкой.

После спектакля любопытные малыши тянули ручки, чтобы потрогать то, что ещё минуту назад мяукало, хрюкало, бегало и скакало. А мамы и папы делали выводы. «Эта постановка учит фантазировать. В том числе и нас, родителей, - делится впечатлениями Оксана Серёгина, мама двухлетнего Феди. - Это же здорово, когда из обычного платочка или пластикового стаканчика можно создать сказку-игру и занять малыша, например, в очереди на приём к врачу. Обязательно возьму на вооружение».

Кстати, артисты Берез­ни­ков­ского драмтеатра вместе с режиссёром-постановщиком Марией Шлейхер уже провели первый эксперимент в жанре «бэби-театр», сделав постановку «Новый годик». Она получила много положительных отзывов. Но чтобы продолжать работать в этом направлении, нужно глубже изучать мир ребёнка, вникать в тонкости возрастной психологии, считает Мария.

Эстафету экспериментов продолжил режиссёр Радион Букаев. Его идея - семейный квест. «Когда Радион приехал, сразу сказал нам, что у него нет ни сценария, ни учебника, по которым ставят квесты. Поэтому мы придумывали его сами, определялись с темой, - рассказывают актрисы театра Надежда Алёночкина и Наталья Соколова. - И решили: театральная “бродилка” пройдёт в открытом космосе, куда дети отправятся вместе с родителями».

Все задания квеста раскрывать не будем - пока это секрет. Обозначим лишь пару интересных моментов. Во-первых, все этапы семья должна обязательно пройти вместе. Во-вторых, никаких аниматоров - только проводник. «Здесь зритель - это артист, а артист - это зритель, - пояснил художественный руководитель БДТ Андрей Шляпин. - На таком языке с березниковскими зрителями мы ещё не разговаривали!»

На эксперимент решились девять семей. Первой в «открытый космос» стартовала семья Золотовых: мама Вероника с дочками Машей и Катей. Спустя 40 минут они показались на выходе. На лицах - предовольные улыбки, глаза горят!

Вероника ЗОЛОТОВА:
- Мы побывали на межгалактической орбите, где искали созвездия. Искать пришлось и в костюмерной театра, и даже в подвале. Пели песни, боролись со страхами, делились секретами. А завершилось путешествие составлением письма, в котором мы с дочками написали наши самые заветные желания. Это очень здорово, что театр пробует различные направления! Обычные детские спектакли - это тоже хорошо, но квест - ­что-то такое, о чём мы ещё долго будем вспоминать.


Такие же эмоции испытывали и другие участники постановки. По правилам лаборатории им необходимо было проголосовать либо за продолжение этой работы, либо за «забыть, как страшный сон». Мнение было единодушным - конечно, продолжать! «Если такая форма общения со зрителем приживётся в нашем театре, психологи рискуют остаться без работы, а индекс счастья в Березниках приблизится к уровню островов Фиджи», - пошутила участница квеста Кира Кириллова. Что ж, в каждой шутке есть доля правды.

Работа лаборатории завершилась показом на сцене эскиза режиссёра Регины Саттаровой пьесы Михаила Бартенева «Про того, который ходил страху учиться».

Регина САТТАРОВА:
- В этой сказке мы в юмористической форме обращаемся к теме страха, что само по себе уже довольно необычно. Если перед началом спектакля спросить мальчишек и девчонок, страшно ли им в одиночку пойти в лес или на кладбище, ответы будут однозначны. Но, видя свои страхи на сцене, ребята просто заливаются хохотом. Во всём виноват добрый персонаж - Младший брат, который искал страх, а нашёл своё счастье.


Главному герою сказки гениально смешно помогали искать страх Старший (Денис Ярыгин) и Средний (Василий Гусев) братья. Яркую игру этих артистов отметила театральный критик Елена Малинина. Высокой оценки удостоились и комические образы, созданные в спектакле актёром Андреем Кирпищиковым.

Андрея ШЛЯПИН:
- В прошлом году по итогам работы лаборатории мы отобрали только одну из трёх предложенных постановок. Нынче после долгого обсуждения решили включить в репертуар спектакль «Как цыплёнок маму искал» и семейный квест. Эти проекты зрители смогут увидеть в новом, 83-м театральном сезоне.

«Все представленные в рамках лаборатории направления сегодня активно завоёвывают театральное пространство. Например, бэби-театр имеет и свои фестивали, и своих поклонников. Подчеркну, такие постановки - это не просто попытка развлечь детей, не обычное аниматорство, а искусство. Детской аудитории нужны впечатления - яркие, содержательные, и их надо создавать», - подвёл итог Олег Лоевский.


Газета «Металлург» №26, 6 июля 2018 года


Лаборатория детства

Лаборатория детства

Лаборатория детства

Лаборатория детства

Лаборатория детства