Двойным мазком, одним махом!

Двойным мазком, одним махом!

На весь мир со времён Демидова разлеталась молва о талантливых мастеровых Нижнего Тагила, где на местных заводах плавили самый лучший металл. Железо знаменитой марки «Старый соболь» было мягкое и податливое. А чтобы в более выгодных красках представить его заграничным купцам, «рисовку в железо вгоняли». Отсюда и подносный промысел появился.

Павел Бажов в своём сказе «Хрустальный лак» описал, как тагильчане бережно хранили секреты народного промысла: «Дело по видимости простое. Нарисуют, кому что любо, на железном подносе, и лаком покроют. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та рисовка, как влитая в железо. Глядишь и не поймёшь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства, значит, в этом лаке и состояла. Такой лачок не в лавках покупали, а сами варили. А как да из чего – главные мастера крепко тайность держали. Назывался этот лак либо тагильским, либо невьянским, а больше того – хрустальным».

Три века назад подносы ковали вручную. Первыми взмахнули кистями по железу староверы Худояровы. Иконы им писать не разрешалось, вот и нашли применение своему таланту. Все хитрости подносного промысла они сами придумали и держали в строгом секрете, передавая из поколения в поколение. Так что у истории подносного промысла очень глубокие корни. Официальное упоминание в архивах о росписи появилось в 1746 году, с этого момента тагильчане и ведут отсчёт.

По указу Петра I, 4 марта 1702 года, когда уральские земли были переданы на освоение Никите Демидову, началось переселение крепостных с Украины и Поволжья. Переселялись и северные поморы, и земляки Демидова – туляки. Скрывались от гнева государева в Нижнем Тагиле и кержаки. Каждый народ прибывал со своей культурой.

Вначале роспись была основана на технике иконописи, на подносах превалировала сюжетная линия, а цветочная роспись – больше на сундуках, берестяных туесах, прялках, наличниках. Этим люди украшали свою жизнь.

Но появились Демидовы, стали плавить металл. Из меди в Невьянске делали посуду, а из железа в Нижнем Тагиле – подносы. Ремеслом занимались мужчины, женщин к подносам не допускали. А когда потребовалось больше мужских рук на демидовских заводах, тут уж дали возможность порисовать женщинам. Так появилась цветочная роспись на подносах.

Двойным мазком, одним махом!
Эльвира Ершова – художник с 35-летним стажем


Это искусство и сейчас в Нижнем Тагиле живёт. Железную заготовку вначале обезжиривают, грунтуют и покрывают эмалью – именно в таком виде она и попадает к художнику. Художник Эльвира Витальевна Ершова расписывает подносы с 1984 года. Она даёт мастер-класс по написанию на подносе тагильского розана. Краски обычные художественные масляные.

– Кисть беличья, чтобы держать мазок, формируем её с «носочком» и «пяточкой». На «носочек» берём светлую краску, на «пяточку» – другой цвет, чуть потемнее, поконтрастнее. Вообще-то двуцветный мазок характерен для многих культур, потому что в давние времена рисовали пальцем, кисти ведь были дорогими.

Начинаем розу с основания. Делаем подмалёвок для создания плотности и сохранности формы цветка, а уже потом формируем лепестки. Тагильская роспись впитала много культур – спокойствие и прохладу от северных народов, яркость и самобытность от украинских переселенцев.

Не прошло и получаса, как на подносе расцвели цветы и появились будто бы подсвеченные солнцем сочные ягоды. Какая же это красота! А главное, быстро, одним махом! Оттого и роспись называется маховой, что цветок по сырому пишут, быстрыми мазками. Ярких красок добавляют в серединку, рядом прорисовывают небольшой бутончик, соединяют его с розой тонкой веточкой, добавляют листьев. Последний штрих и... загляденье!

В канун революции на Урале было более 40 артелей, которые расписывали подносы и торговали ими в Тагиле и Нижнем Новгороде. Надомники рисовать рисовали, но технологию держали в секрете. В 1928 году спрос на русские изделия был очень велик.

Но в годы Великой Отечественной войны случился провал в истории тагильского подноса. Весь металл уходил в оборонную промышленность. В 50-х развитие промысла возобновилось. В 1966 году в Нижнем Тагиле открылось предприятие «Эмаль-посуда», на котором был создан специальный цех по росписи подносов (разного размера, диаметра и формы). Норма для художника – 16 подносов в день. Работали потоком: одни художники писали цветы, другие – листья, третьи – ягоды, а четвёртые – орнамент. Сегодня же все подносы авторские. Роспись делает один художник и обязательно указывает на изделии свою фамилию, например, «Ершова Эльвира, Нижний Тагил».

Двойным мазком, одним махом!
Отличительный знак – печать «золотом» с обратной стороны


В 1970-х годах вышло постановление о восстановлении народных промыслов, в частности, тагильской росписи, и стали искать людей по домам, по дворам, тех, кто в 50-х владел техникой двойного мазка. Нашли Агриппину Васильевну Афанасьеву, благодаря которой в 1977 году появилось тагильское училище. Я из ранних его выпускников. – рассказывает Эльвира Ершова. – К моменту развала СССР на предприятии «Эмаль-посуда» работали 200 художников. Завод выпускал почти миллион подносов в год! Но в 90-х цеху предложили выделиться в кооператив при заводе, а вскоре и вовсе указали на дверь, мол, не ваше помещение, уходите в самостоятельное плавание. В новый цех «Эмаль-посуды» я пришла в 1984 году.

До недавнего времени в Тагиле существовало несколько небольших групп, которые занимались росписью подносов и выживали, как могли. Пять лет назад желающих объединиться взял под своё крыло Андрей Васильев, который вместе с отцом занимался камнерезным делом, имел свой магазин и брал подносы на реализацию.

– К нам пришли 12 высококлассных художников со стажем. Мы разработали свою фирменную упаковку. На сегодняшний день обладаем тремя товарными знаками: «Тагильский поднос», «Тагильский сувенир» и «Центр народных промыслов и ремёсел». Кроме выпуска продукции, проводим экскурсии и мастер-классы.

Двойным мазком, одним махом!
В среднем в месяц предприятие изготавливает 800 штук подносов. Часть реализуют в магазине, часть отправляют заказчикам из других городов


Наши подносы вошли в «100 лучших товаров России». Мы сертифицировали производство и получили разрешение для поставок за границу. Роспотребнодзор подтвердил, что наша технология полностью совпадает с советским ГОСТом. Мы контролируем качество и принимаем участие в различных выставках.

Сегодня, казалось бы, такая утилитарная вещь, как поднос, обрела декоративную направленность, а некоторые экземпляры вообще имеют чисто художественное значение. То, что когда-то бездарно было уничтожено, в настоящее время бережно собирают по крупицам! И как хорошо, что есть такие неравнодушные люди. Одного жаль – секрет хрустального лака, сваренного по старинным рецептам, описанного в сказах Павла Бажова, безвозвратно утерян...

Наталья КОЛЕСНИЧЕНКО
Газета «Новатор» №6, 7 февраля 2019 год


Двойным мазком, одним махом!
Копчение берестой по сырой эмали придумали деды. После сушки получается расплывчатый неповторимый рисунок


Двойным мазком, одним махом!
После лакировки и сушки подносы упаковывают в коробки с логотипом


Двойным мазком, одним махом!
Уральскому подносному промыслу почти 300 лет