Как человек-оркестр дирижировал вниманием

Как человек-оркестр дирижировал вниманием

Краеведческий музей Нижней Салды стал одной из многих точек маршрута Кабира Ямилова. Его – заслуженного работника культуры РФ, «Человека года» в родном Челябинске – редко можно застать на одном месте. Свою коллекцию «Музыкальные инструменты со всего мира» он не прячет в музейных фондах, а возит по стране.

Салдинские коллеги-музейщики окрестили Кабира Александровича «подвижником» и «просветителем». Нам он напомнил знаменитого популяризатора классической музыки Михаила Казиника, только несколько в ином звучании – звучании народных инструментов, которых у Ямилова не счесть.

– Передо мной молодым выпускником Академии культуры и искусств изначально стояла задача возродить в Челябинске знаменитый оркестр. По натуре я скорее созидатель, поэтому оркестр мы возродили, объездили с ними весь Советский Союз и полмира и отовсюду привозили интересные инструменты или народные костюмы. Так при оркестре родился музей, насчитывающий порядка 100 экспонатов, и в 1988 году во Дворце культуры ЧТЗ состоялась первая выставка. Позже музей стал самостоятельной структурой, стал жить своей жизнью – рассказывает Кабир Александрович. – Всё, что вы здесь видите, собрал один человек, который с вами разговаривает. В своё время даже изготавливал инструменты сам по древним чертежам. Поэтому, конечно, я могу рассказать, как их собирали.

Сегодня фонд музея Ямилова насчитывает 5 000 экспонатов. Не все, конечно, путешествуют с мастером, но практически все – живые, то есть готовые зазвучать, «заговорить» на языке музыки с каждым зрителем.

Дирижёр оркестра по образованию во время экскурсии Ямилов искусно дирижирует вниманием зрителей больших и маленьких: то демонстрирует как русская дудочка-жалейка помогала пастуху вернуть в стадо заблудившуюся бурёнку, а вот кубинский кокос как Колобок покатился по миру, нашёптывая маленьким слушателям свою сказку.

Малышам из детского сада непросто было усидеть на скамеечках музея, но Кабир Александрович попеременно вручает им то свистульку, то маракасы, вовлекая в игровой процесс. В течение часа ребята и сыграли ансамблем, и примеряли на себя национальные костюмы, хохотали над громкоголосым дудением азиатского «карная» и зачарованно повторяли его название за мастером. Вкупе с авторскими лекциями коллекция инструментов звучит убедительнее и отпечатывается в памяти.

– Задача музея – не просто делать выставки. Самая главная работа – просветительская, потому что наши дети ничего не знают. Музыкальную культуру, традиционную русскую культуру не знают. А меценаты, на которых издревле держалась русская культура, почему-то предпочитают вкладывать средства в какие-то заграничные фонды, а не в национальную культуру – с горечью признаёт коллекционер. – Моя программа авторская, построенная на психологии и педагогике. Она помимо прочего ещё и учит ребят вести себя в музее. Во время лекции я нарушаю все барьеры, при этом активно наблюдаю, как ведут себя дети и взрослые. Я моментально чувствую, если кто-то начинает терять интерес. Значит, звук конкретно этого инструмента не доходит, не воспринимается, и я беру более громкий или более тихий - меняю тон разговора. Я «играю» инструментами постоянно!

В руках мастера оживали колокола, свистульки, «заговорили» гусли, запела и целительно вибрировала тибетская чаша. Были на выставке и совершенно уникальные экспонаты: самый старый таджикский рубап, которому 100 лет! Мандолины итальянские, американские тоже почти вековые подлинники. И особенно восхищает умение мастера играть более чем на 30 видах инструментов!

После Салды коллекционер отправился с просветительской миссией на север области – в Кушву, Североуральск, Серов, Карпинск, Качканара, затем через города и городишки Пермского края в Башкирию. Там Ямилов будет искать уникальные башкирские паласы и «шаршау». К 2020 году он готовит уникальную этническую выставку в Челябинскекоторый станет центром притяжения международных гостейведь здесь запланировано проведение форумов ШОС и БРИКС.

Дома коллекционера-путешественника дождутся лишь к Новому году.

Ксения Соловьёва,
Газета «Новатор» №42, 2019 год


Как человек-оркестр дирижировал вниманием

Как человек-оркестр дирижировал вниманием

Как человек-оркестр дирижировал вниманием