Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

На протяжении всей своей истории человечество вело бесконечные войны, изобретая новые виды оружия и защитные доспехи для солдат. В годы Великой Отечественной войны символом советского воина-победителя стала простая солдатская каска. В Прикамье их выпускали на Лысьвенском металлургическом заводе (в те годы завод №700). В честь знаменитого солдатского шлема СШ-40, спасшего жизни тысячам советских бойцов, в 2009 году здесь открылся «Музей каски». Предлагаем вам познакомиться с его уникальной экспозицией, как это сделала творческая группа пресс-центра АВИСМЫ, отправившись в конце апреля в Лысьву.

«Каски XX века»

В первом зале находим информацию об основных видах стальных шлемов, которые использовали во время двух мировых войн армии Европы, Азии и США. Музейщикам удалось собрать около 30 образцов армейских касок разных стран прошлого века, многие из них - дар музею.

Внимание сразу привлекает каска голубого цвета с эмблемой «RF» (Республика Франция). Это «каска Адриана», в XX веке ставшая первым солдатским шлемом, защищавшим от огнестрельного оружия. Её в 1915 году создал французский художник Луи Адриан - рядовой Первой мировой.

Прежде всего шлем предназначался для защиты от шрапнели - самого смертоносного снаряда в условиях окопной войны. Он снабжён широкой «юбочкой», игравшей роль горки - по ней осколки шрапнели скатывались на землю, не задевая солдата. Гребень закрывал отверстие наверху и служил дополнительной защитой от холодного оружия.

Французы быстро оценили преимущества этой каски, организовав её массовое производство. Образцы шлема закупила и царская Россия. Выпуск «Русского Адриана» начался в 1916 году по французской технологии, но с российским гербом в виде двуглавого орла. Часть этих касок делали в том числе и на Лысьвенском металлургическом заводе. Гребень на них был немного ниже, «юбочка» цельнотянутая, а не составная, что повышало прочность шлема.

Кстати, хранящийся в лысьвенском музее «Русский Адриан» нашли около конезавода в одном из окопов времён Гражданской войны. А лучшей в своём роде тогда считалась немецкая каска М16 образца 1916 года. В германских войсках она ценилась чрезвычайно. Пока выпуск М16 не был налажен в достаточных количествах, каски передавались от солдата к солдату «по наследству».

Ещё один интересный экспонат периода Первой мировой - швейцарская каска 1918 года - напоминает средневековый шлем. Отдельно хочется отметить шведскую каску 1937 года. Она выше, и в ней нет вентиляционного отверстия. В таких шлемах могли бы воевать и советские солдаты: в 1939 году правительство СССР заказало в Швеции миллион экземпляров.

Готовый к отправке поезд уже стоял под парами, но за несколько минут до того как махнуть флажком, начальник станции получил телеграмму о начале советско-финской войны и приказал задержать состав. В результате за наши деньги в этих касках всю Вторую мировую войну сражались солдаты Норвегии, Дании и Финляндии.

В СССР «Русский Адриан» продолжали выпускать до 1950 годов в качестве шлема для пожарных. А первая советская каска на его основе была сделана в 1936 году. Боевое крещение СШ-36 прошёл в Испании и Монголии - на озере Хасан и реке Халхин-Гол, за что каску ещё называли «халхинголка».

Однако в советско-финской войне 1939-40 годов она показала свою абсолютную несостоятельность. Её «юбочка» была уже не только бесполезна (шрапнель сменили пули), но и опасна для жизни солдат. Бойцов, в основном, доставляли на фронт в кузове грузовика или на открытых железнодорожных платформах. При сильном порыве ветра «юбочка» превращалась в «парус», и было немало случаев, когда ремешок каски пережимал сонную артерию, а солдат погибал от удушья.

Слабым местом СШ-36 был и козырёк: пули легко пробивали его. Кроме того, форма каски не подходила для суровых зимних условий - под неё не влезала шапка-ушанка, поэтому в 1939 году СШ-36 сняли с производства.

Есть в коллекции и фашистская каска М35. А центр экспозиции - безусловно, стальной шлем СШ-40. Эта легендарная лысьвенская каска благодаря своей идеальной форме спасла жизнь тысячам бойцов и командиров Советской Армии.Разработка усовершенствованного советского шлема велась с конца 1930 годов сразу на трёх заводах - в Ленинграде, Сталинграде и Лысьве. В 1940 году были представлены первые образцы каски СШ-40. Но это была небольшая опытная партия.

Когда в 1941 году фашисты начали быстрое продвижение вглубь нашей страны, производство касок в Ленинграде и Сталинграде было свёрнуто. Лысьвенский металлургический остался единственным заводом, способным выполнить эту стратегическую задачу.

К новой каске предъявлялись жёсткие требования: вес не более 800 г, а форма должна быть с такими радиусами закругления, чтобы попавшие в неё пуля или осколок снаряда рикошетили, не находя точку опоры. Кроме этого каска должна была выдерживать удар пули с 25 м из трёхлинейной винтовки.


Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва


«Зал-завод»


В особом «Зале-заводе» посетитель погружается в атмосферу нелёгких трудовых будней тружеников тыла, здесь можно увидеть технологический процесс создания легендарной лысьвенской каски. Работа над Госзаказом велась в невероятном по темпам и нагрузке режиме. Днями и ночами конструкторы и рабочие не выходили с предприятия. В секретном заводском КБ над каской трудились более 50 человек. Четверо получили Сталинскую премию - Иван Ястребов и три Александра: Кривилёв, Пашкевич и Филин.

До войны это направление для ЛМЗ профильным не являлось, начинать пришлось практически с нуля. Наконец, во второй половине 1942 года завод выпустил первую партию модернизированного солдатского шлема СШ-40, изготовленного из очень прочного и лёгкого материала - броневой стали толщиной 1,12 мм. Марка стали «И-1» была рассекречена всего пять лет назад, а многие её характеристики до сих пор не подлежат огласке.

Форма лысьвенского СШ-40 повторяет форму человеческого черепа. Он абсолютно обтекаем, поэтому пули и осколки при ударе уходили по касательной. Пробить эту каску можно было только при попадании пули строго перпендикулярно какой-либо точке - тогда за счёт амортизации из каски выламывался осколок диаметром 3-5 см причём вместе с застрявшей в нём пулей. Часто солдаты лишь после боя замечали, что их шлем пробит. Даже «раненая», каска заботилась о жизни бойца!

Лысьвенские каски выпускались пяти размеров по пять тысяч штук в день! Сначала на особом штампе выдавливали необходимую форму из плоских и круглых стальных заготовок, затем термически обрабатывали в специальных печах. Далее - очистка от окалины на пескоструйных аппаратах. Готовые каски отправляли на ручную покраску, а потом в печь - на просушку. Кстати, красную звезду на касках перестали рисовать уже в конце 1942 года. Она была отличной мишенью для вражеских снайперов, которые целились на ладошку ниже и попадали солдату в лицо.

Более половины из 14 тысяч работников ЛМЗ в годы войны составляли подростки и дети. В штате предприятия числились даже малыши 5-6 лет, которые делали отверстия для заклёпок, державших крепёж подтулейной части. В музее хранится экспонат, при взгляде на который комок подкатывает к горлу: хромовые сапожки 30 размера, сделанные по спецзаказу. Они малы многим современным детям из подготовительной группы детского сада. А в годы войны это была премия лучшим маленьким работникам. Детская смена длилась от 6 до 10 часов, а с 13 лет подросток считался взрослым, работал полные 12 часов и должен был наравне со старшими выполнять план, который в цехах превышал довоенные нормы в 3-4 раза.

Проверка качества готовых касок проводилась путём «отстрела» в заводском тире. Из каждой партии отбирали 9% касок, надевали их на деревянные болванки и били из винтовки Мосина - мощного огнестрельного оружия начала XX века. Если пули прошивали солдатские шлемы, всю партию отправляли на переплавку. Но брака было немного.

За годы войны Лысьвенский металлургический завод выпустил 10 миллионов (!) стальных касок. Кроме них, здесь выпускали также взрыватели, корпуса световых бомб и корпуса к 152-миллиметровым осколочным снарядам, коробки к противогазам и солдатские котелки. С 1942 года также было развёрнуто массовое производство «прародителей» современных бронежилетов - стальных нагрудников.

...Завершает экспозицию музея «Зал Славы». Солдатские письма, документы, фотографии, заводские награды, личные вещи тружеников тыла и участников войны… Финальным аккордом звучит уникальная адресная запись 1971 года, где голос Юрия Левитана перечисляет поимённо всех героев-лысьвенцев, павших на фронтах Великой Отечественной. Вечная им память!

Редакция газеты «Металлург» выражает огромную благодарность директору МБУК «Лысьвенский музей» Ольге Кожевниковой и специалисту по музейно-образовательной деятельности Татьяне Колодкиной за помощь в создании материала.

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва

Музей каски в г.Лысьва